Приморский писатель-фантаст Сурен Цордумян: «В печать я пришел из Сети»
Чуть позже, под влиянием чтения новых глав романа у меня появились мысли, которые я стал старательно записывать в свой старый блог. Через пару недель после этого мне написал сам автор «Второго шанса не будет» Сурен Цордумян, он же panzer_51, и выразил благодарность за заметки по роману и… для общества после этого я частично пропал примерно на год. Читал новые главы, писал заметки, участвовал в обсуждениях… Жил романом. И я был не одинок — читателей становилось все больше, популярность автора росла…
Сейчас, спустя пять лет, Сурен Цормудян является уже вполне зрелым представителем писательского цеха. Буквально на днях Сурен Сейранович отметил юбилей — 35 лет. Как оказалось, это прекрасный повод побеседовать о творчестве, авторских усилиях и даже затронуть глобальные проблемы бытия, пишет «Золотой Рог».
— Сурен, здравствуйте! Принято считать, что известных людей на дни рождения заваливают письмами поклонники, а вечерние посиделки по случаю проходят бурно и с размахом. Присоединяясь к поздравлениям, хотелось бы узнать, как вы отметили эту дату?
— Я вообще не склонен отмечать день рождения. На службе приходилось это делать. К тому же там была замечательная традиция, когда коллектив скидывался и дарил имениннику конверт с деньгами. Сейчас я уже больше года на гражданке. Ну а провел день очень просто: перебирал почту с хлынувшим потоком поздравлений от читателей. Так что спасибо за поздравления.
— Наблюдал за вашим творчеством еще с 2008 года. Сложилось устойчивое мнение, что известность и популярность пришли к вам именно из Сети. Что бы вы порекомендовали молодым авторам, которые хотят стартовать из Сети? В чем, на ваш взгляд, ключ к успеху сетевого автора?
— Совершенно верно. В печать я пришел из Сети, и многим я благодарен, так сказать, старой гвардии моих читателей. Для сетевых публикаций я пользовался сайтами Proza.ru и Samlib.ru. К слову, на «Самиздате» в то время даже с Андреем Крузом (andrey_cruz) пересекся. Он также начинал в Сети.
Далее я создавал темы на некоторых форумах, чтобы дать знать как можно большему количеству людей о своем творчестве. Поначалу это было сообщество «ру_моделизм». Казалось бы, какое он отношение имеет к книгам, ведь там собираются моделисты-стендовики? Но там меня знали уже не один год, и многие с интересом взялись за оценку моего творчества. Ну а потом я стал расширять аудиторию за счет тематических сайтов, посвященных постапокалипсису, где внимание к произведению такого жанра было предопределено.
К примеру, на старом сайте, посвященном «Метро»-2033, точнее на его форуме, тема публикации в Сети романа «Второго шанса не будет» была одной из наиболее обсуждаемых. В итоге это и привело к тому, чтобы я поучаствовал в межавторском проекте, из которого и вышли такие книги, как «Странник» и «Наследие предков». Были и другие сайты, где на форумах я создал темы по «ВШНБ» и объявлял о готовности новой главы. Собственно, в этом ответе и кроется совет молодым авторам.
По такому пути прошел и Глуховский, и другие авторы. Что до ключа к успеху в Сети… Во-первых, надо привлечь аудиторию и наладить диалог с читателями. Правда, готовьтесь к тому, что среди них будут и весьма неадекватные люди, либо банальные и скучные тролли. Во-вторых, надо все-таки вкладывать душу и жизненный опыт в свое произведение. Многие пишут, потому что это модно. Но они не живут жизнью своих героев и не переносят себя в описываемый мир.
— Основным жанром, в котором вы работаете, был и остается постапокалипсис. Не тесно ли вам сейчас, спустя пять лет работы в нем, в рамках постапокалипсиса?
— Тесно. Даже очень. Потому и расширяю теперь диапазон жанров.
— Как стало известно не так давно, вы открыли работу над новым проектом в жанре фэнтези «Сказ о Чаше Первобога». Насколько успешно движется работа над этим проектом, как реагирует на него ваша сложившаяся уже читательская аудитория?
— Во-первых, работа над текстом идет гораздо быстрее, чем над некоторыми предыдущими книгами. Также уже высказана заинтересованность издательства, которое даже желает увидеть цикл фэнтези в моем исполнении. Собственно, так оно и выйдет, потому что история очень долгая и в рамки одной книги она никак не уместится.
Фэнтези — это очень специфическое. Как сказал один из сотрудников издательства — «джорджмартиновщина». То есть, ориентиром в выборе основы для новой работы послужил именно Джордж Мартин, а не стойко ассоциирующийся с жанром фэнтези Джон Толкиен. Классической сюжетообразующей схемы здесь нет, как это было, скажем, в «ВШНБ», где изначально была поставлена цель и вся книга — это достижение той самой цели. В «Сказе» паутина вместо линии. Несколько сюжетов, которые соприкасаются и пересекаются. Ну а читательская аудитория реагирует более чем сдержанно. Отзывов мало. Большинству фэнтези просто не интересно. Но я надеюсь, что за счет моей новой работы и другая жанровая аудитория прибавится.
— Не так давно вы завершили свою службу в рядах Вооруженных Сил. Не будет ли попыток представить этот опыт в виде литературного автобиографического произведения?
— Опыт, безусловно, накоплен. Но автобиография будет, мне кажется, скучной. Хотя иной раз что-то из жизни подойдет на сценарий для ситкома, а что-то потянет и на шекспировскую трагедию. Но до автобиографии либо не дойдет, либо очень рано об этом. Мне же всего 35…
— Как человек, знакомый с литературным творчеством, знаю, что очень сложно создавать образы героев произведений. Какой герой ваших произведений дался вам сложнее всего? Кого из героев вы больше всего любите, если так можно выразиться?
— Могу сказать, что трудновато дался Стран Страныч. Тот самый Странник. Все-таки надо было описать в образе человека не человека вовсе. Хоть он и оказался человечнее людей. Непростой задачей был и Николай Васнецов из «ВШНБ». Ведь ему предстояло меняться в течение книги. Более того, он должен был отталкивать, раздражать, даже бесить. Многие плюются в сторону «ВШНБ», кстати, из-за Васнецова и его поведения. Но такова была цель.
Конечно, этим многим, наверное, было бы проще, если б я вместо Николая Васнецова описал какого-нибудь НикоЧака ВаснеНорриса. Но я не писал сценарий к «Неудержимым». Мне нужен был растерянный человек, все время балансирующий на грани психопатии. Конечно, ситуацию исправил Илья Крест. Персонаж, который вообще не планировался. Но теперь «Второго шанса не будет» просто невозможно представить без него даже мне. Оттого он и появился в финале романа «Отражение во мгле». Когда я читал отзывы, и женщины прямо говорили, что влюблены в этого персонажа, то как же самому такого персонажа не считать любимым? Илья Крест «Людоед» — наше все.
— У каждого думающего, творческого человека есть определенный набор больших целей в жизни, которые достигаются через творчество. У кого-то такой целью является мир во всем мире, кто-то мечтает о всеобщей вселенской справедливости, есть и такие, кто пропагандирует неограниченное совершенствование человека и человечества. А какие большие цели в жизни есть у вас?
— Мира во всем мире мало. Но по пути к справедливости надо совершенствовать именно человека. А нынче совершенствуют мобильные телефоны, но не человека. А о человеке сейчас практически никто не говорит. Никому человек не интересен. Он не вписывается в биржевые сводки цен на нефть или в гламурный эпатаж, где важен не человек, а фантик, в который его завернули. Когда абстрактную толерантность возводят до степеней абсурда и гротеска, это не совершенствование человека, а спускание с цепей его пороков и заключение человека в узкие рамки, как ни странно. А о полном пробуждении и раскрепощении творческого потенциала каждого человека мало кто говорит. Об этом некогда говорили догматы коммунизма. Но люди сейчас воспринимают коммунизм как отсутствие колбасы и усатого тирана, лично съевшего миллиард человек.
Не думаю, что я научился подавать своими книгами все, что изложил выше. Отдельные штрихи — да.
Добавить комментарий