«Конкурент»: оружие для палестинского захватчика самолета Air France Хаддада в 1975 году доставили судном Тихоокеанского флота из Владивостока
В соответствии с этим, в настоящее время НФОП ведет подготовку ряда специальных операций, в том числе нанесение ударов по крупным нефтехранилищам в различных районах мира (Саудовская Аравия, Персидский залив, Гонконг и др.), уничтожение танкеров и супертанкеров, акции против американских и израильских представителей в Иране, Греции, Эфиопии, Кении, налет на здание алмазного треста в Тель-Авиве и др. В. Хаддад обратился к нам с просьбой оказать помощь его организации в получении некоторых видов специальных технических средств, необходимых для проведения отдельных диверсионных операций…»
Записку также прочитали Суслов, Подгорный, Косыгин, маршал обороны Гречко и министр иностранных дел Громыко. 26 апреля 1974 г. согласие было получено. Для обсуждения конкретных вопросов взаимодействия в сентябре Хаддад прибыл в Москву. В то время он уже проходил в досье КГБ как агент «Националист» и работал на КГБ. В частности, с его помощью предполагалось выкрасть резидента ЦРУ в Ливане, сообщает «Голос России» со ссылкой на «Конкурент».
Хаддад должен был выкрасть его, передать КГБ в Дамаске, который бы вывез его на спецсамолете или судне. В таком случае американцы бы не догадались об истинных заказчиках. 25 мая 1970 г. КГБ получил добро на эту операцию и передал досье на американца Хаддаду, с подробным указанием дороги, по которой посол постоянно гулял со своим черным пуделем. Передали также маску с хлороформом и шприц для усыпления агента. Для успешного прикрытия в июле того же года Брежнев дал Андропову добро на передачу палестинцам пяти ручных противотанковых гранатометов РПГ-7. Операция сорвалась, так как американец изменил свое привычное расписание.
В Москве с Хаддадом встретился бывший глава представительства КГБ при внешней разведке КНР в 1961-1964 гг., а в то время начальник отдела диверсий и саботажа — «В» ПГУ полковник Гусев и сотрудник КГБ Савин. Они детально обсудили условия поставки оружия, которое Хаддад должен был принять с резиновой лодки в определенном месте у Адена. Операция получила кодовое наименование «Восток». Осуществление операции было поручено заместителю Гусева — полковнику Лазаренко. Уроженец приморского города Спасск-Дальний, Лазаренко дослужился до заместителя начальника разведки воздушно-десантного корпуса на Дальнем Востоке. Оттуда он и был приглашен в КГБ, где стал одним из отцов-основателей спецназа. В 1968 г. Лазаренко лично участвовал в захвате руководства Чехословакии.
По распоряжению министра обороны Устинова, оружие для Хаддада загрузили на разведывательный корабль 38-й бригады кораблей ОСНАЗ разведки ТОФ «Курсограф» во Владивостоке. Оружие сопровождал сотрудник КГБ Гранкин. В точке 12″34′ северной широты и 45″12′ восточной долготы в 21:00 по местному времени Хаддад подал сигнал красной ракетой со своей моторной лодки. «Курсограф» просигналил двумя всполохами, повторив их через некоторое время. Хаддад дал два ответных сигнала. После этого с «Курсографа» спустили резиновую шлюпку с оружием и дали знак дважды по три всполоха: «Загружено». Хаддад ответил, и лодка отчалила к палестинцам.
По американским данным, в лодку было загружено 50 западно-германских пистолетов (10 — с глушителями) с 5000 патронов, 50 трофейных автоматов MG-21 с 10000 патронов, пять английских автоматов Sterling с глушителями и 36000 патронов, 50 американских автоматов AR-16 с 30000 патронов, 15 мин-ловушек и пять радиоуправляемых мин SNOP, собранных из иностранных материалов. Мины на то время были самыми маленькими в арсенале советских спецслужб и даже никогда не передавались партнерам по Варшавскому договору. SNOP могли взрываться радиосигналом на расстоянии до двух км в городе и 20 км на открытой местности.
Вскоре «Курсограф» с триумфом вернулся во Владивосток. Семь участников плавания были премированы сувенирами стоимостью по 600 р. и 600 р. наличными. Это были командир «Курсографа» капитан первого ранга Лебедев, Штыров, Лопатин, капитаны второго ранга Бабков, Авраменко, Гарницкий, Климчук. Поощрение получил и начальник особого отдела ТОФ Радченко. КГБ также написал благодарственное письмо начальнику главного штаба ВМФ адмиралу Сергееву.
Отчитываясь по проделанной операции, 16 мая 1975 г. Андропов писал Брежневу: «В соответствии с решением ЦК КПСС Комитетом государственной безопасности 14 мая 1975 г. передана доверенному лицу разведки КГБ В. Хаддаду, руководителю службы внешних операций Народного фронта освобождения Палестины, партия иностранного оружия и боеприпасов к нему (автоматов — 53, пистолетов — 50, в том числе 10 — с приборами для бесшумной стрельбы, патронов — 34000). Нелегальная передача оружия осуществлена в нейтральных водах Аденского залива в ночное время, бесконтактным способом, при строгом соблюдении конспирации с использованием разведывательного корабля ВМФ СССР. Из иностранцев только Хаддаду известно, что указанное оружие передано нами».
Уже в следующем году Хаддад захватил самолет компании Air France на маршруте Афины — Париж. Самолет с 260 пассажирами и членами экипажа был посажен в Ливии, а оттуда перегнан в столицу Уганды Кампалу. Там заложники удерживались несколько дней, пока не были освобождены израильским спецназом в ходе операции «Шаровая молния». Хаддад умер в 1978 г. По некоторым данным, его отравили сотрудники Моссада, использовавшие для этого отравленные шоколадные конфеты.
Добавить комментарий