Эксперт: визит в Россию премьер-министра Японии Синдзо Абэ получился сенсационным
На этом фоне упоминание в совместном заявлении о том, что стороны хотят, «преодолев расхождения в позициях сторон, заключить мирный договор путем окончательного решения данного вопроса во взаимоприемлемой форме» – это никакая не сенсация, это событие ожидавшееся и не слишком яркое. Хотят – и очень хорошо.
Пресс-конференция гигантов японского бизнеса прошла в понедельник в РИА «Новости». Давайте просто перечислим выступавших. Норио Сасаки, президент компании Toshiba Corporation, Сатоси Хасэгава, президент компании Kawasaki Heavy Industries, Хироюки Саса, президент компании Olympus, Масаеси Ока, представляющий Sumitomo Heavy Industries, Мицуо Накамура, председатель совета директоров компании Nikken Sekkei, Синго Кономото, постоянный член исполнительного совета Научно-исследовательского института Номура, Масатоси Ито, президент компании Ajinomoto, Ёсихиро Сэкихати, директор «Банка Хоккайдо».
В списки «Форбса» можно не заглядывать, и так все ясно. И это еще не все члены делегации большого японского бизнеса, приехавшей вместе с Абэ, пишет для РИА «Новости» обозреватель Дмитрий Косырев.
Некоторые особенности того, что эти люди предлагают нам: инновации, касающиеся «повышения уровня здравоохранения и комфортного образа жизни для россиян». Упор на четыре области: городская среда, продовольствие и сельское хозяйство, медицина, энергосбережение и новые виды энергии.
А еще в ходе этого визита напомнили о нежно любимой в России японской культуре. От визита Абэ к готовящейся зацвести сакуре (вы можете получать новости о том, как она себя чувствует, с сайта японского посольства) до кино (прославленный режиссер Александр Сокуров, снявший фильм «Солнце» про японского императора, большой японофил). И до литературы, от Всеволода Овчинникова с его «Веткой сакуры», до Бориса Акунина (только что вышло переиздание его японской «Алмазной колесницы» с двумя сотнями иллюстраций замечательного художника Игоря Сакурова). Кстати, все совпадения фамилий с цветами вишни – случайные. Этих людей и правда так зовут.
Это очень хорошее начало для того, что в Токио накануне визита называли – в переводе с японского на американский – перезагрузкой, перезапуском отношений. И действительно получился особый визит с мощным экономическим наполнением.
Сделать его именно таким окончательно решено было 10 апреля, когда в Лондоне (на министерской «большой восьмерке») беседовали министры иностранных дел Сергей Лавров и Фумио Кисида. Их формулировка: нужен визит для «указания долгосрочного вектора» развитию японо-российских отношений в целом.
Чисто двусторонних отношений в мире практически уже не остается, и в этом случае надо видеть всю ситуацию в целом, говорят источники, близкие к японским официальным кругам. Премьер-министр Абэ хочет вынудить Японию совершить новый экономический рывок. Для этого предпринимается масса новшеств в финансовой сфере, и есть еще вопрос об энергоресурсах. В том числе потому, что японцы напуганы атомной аварией на «Фукусиме» и не любят свои атомные электростанции. И вот сейчас Абэ поехал – нет, не только в Россию, а еще и на Ближний Восток, к арабам и туркам.
В нашем случае формула, кажется, выглядит как «энергетика в обмен на инновации», да еще какие, в самой ценной для человека сфере. Атомного сотрудничества между нашими странами почти нет, хотя обновление АЭС – проблема интересная. Но мелькали проекты сооружения предприятия по сжижению природного газа во Владивостоке, постройки трубопровода до Японии… Во всем этом надо разбираться.
Разбираться надо и по части делового климата в России. Это – самая сложная российско-японская проблема. Зачем японскому бизнесу ждать 2-3 года на согласование больших проектов, особенно требующих землеотвода? За это время такие же инвестиции в Китай уже дадут прибыль. Почему японцы готовы отправить грузы в Европу хоть на барже по океанам, только бы не через Транссиб?
Что касается прочих российско-японских проблем, то они далеко не так значительны. Да-да, речь о той самой, территориальной. Здесь тоже надо видеть всю картину, а не только отношения двух стран.
Если внимательно прочитать опять же японские заявления накануне визита, то там говорилось о «новом старте» переговоров по этой проблеме. Не более того. Стартовали они – и идут, и идут… Тот самый «долгосрочный вектор» указан. А срока не указано.
Мне уже приходилось писать, что наши Курилы – не единственный «островной» вопрос в Восточной Азии. Есть еще такая же японо-китайская и японо-корейская проблема, только в этом случае острова контролируются японской стороной. Есть заново возникшие споры в Южно-Китайском море. И если мы вдруг решим пересмотреть в этих морях итоги Второй мировой, то, например, китайцы с тайваньцами и корейцами устроят японцам большие неприятности: прецедент все-таки.
У Абэ есть одна непосредственная проблема: необходимость оставаться у власти на какой-то приемлемый срок, иначе какие уж тут реформы. В последние годы в Японии премьеры (включая самого Абэ в 2006-2007 годах) удерживались год или что-то вроде того. Если сейчас весьма популярный Абэ объявит новые выборы, то у него есть шанс остаться у власти еще минимум на три года. А у Владимира Путина впереди еще пять лет, так что успеют поговорить.
Поэтому, в частности по вопросам обо всех спорных островах вокруг Японии, Абэ просто надо, чтобы не было никаких неприятностей перед выборами, чтобы никакие лодки не раскачивались.
В этом смысле сделанные в Москве заявления на этот счет вполне понятны Путин, например, сам, первым, заявил: будем говорить о мирном договоре (то есть о территориальных делах). Вот и говорят. А до того не говорили – был длинный перерыв.
Да, японский премьер не посещал с официальным визитом Москву 10 лет (хотя лидеры двух стран встречались сколько угодно раз на «восьмерках» или на АТЭС, хотя Владимир Путин был в Японии с визитом в 2005 году). Правда, чехарда премьеров в Токио тоже не способствовала проведению внятной внешней политики. А еще была история с посещением премьер-министром Дмитрием Медведевым Курил 3 июля прошлого года – в Японии тогда сказали по этому поводу много лишнего, ну а в Москве, понятное дело, ответили. После чего все стихло. Так что нынешний визит – и по этой отдельной проблеме событие, возвращение к нормальности и к спокойному разговору. Но не более того.
Помнится, некоторые люди продвигали в 1990-е годы позорную, на мой взгляд, идею: отдайте японцам острова, без этого не будет товарооборота и инвестиций. Ну, товарооборот в прошлом году сделал резкий скачок, добравшись до отметки в 33 миллиарда долларов. А инвестиции? Их было бы еще больше без всякой привязки к вопросу о Курилах, если бы улучшился упомянутый деловой климат. Курилы же есть смысл обсуждать отдельно от экономики, неспешно и всерьез.
Добавить комментарий