«Владивосток»: в краевом центре Приморья живет бывший капитан атомной подводной лодки, оказавшейся в центре потенциального советско-американского военного конфликта
В 1981 году на ходовых испытаниях в заливе Петра Великого «К¬324» едва не погибла у острова Аскольд, столкнувшись с неизвестной подлодкой. По данным японской разведки, это была китайская субмарина проекта «Хань», которая получила огромную пробоину и затонула. Хотя командование ВМФ Советского Союза утверждало, что кроме «Шуки» в том районе ни советских, ни иностранных подлодок не было. Китайцы по поводу этого инцидента молчат до сих пор.
В истории «К-324» еще был взрыв аккумуляторной батареи и пожар в торпедном отсеке, когда на борту ПЛАТ находился боекомплект: две торпеды с ядерным боезарядом и 24 – обычные. Если бы произошла детонация, то Владивосток исчез бы с лица Земли. Но… бог был милостив к экипажу невезучей подлодки и к краевому центру Приморья.
31 октября 1983 года, находясь в боевом походе в Саргассовом море, «Щука» намотала на винт гидроакустическую антенну секретного комплекса обнаружения подводных лодок (TASS), буксируемую американским фрегатом USS McCloy (FF-1038), из-за чего потеряла ход. Пришлось всплыть. Десять дней «К-324» находилась в надводном положении под прицелом орудий американских эсминцев «Питерсон» и «Николсон». Чтобы вернуть секретную антенну стоимостью в 500 млн долларов, янки даже готовились к захвату советской субмарины.
На случай штурма «Щуки» американцами ее командир Вадим Терехин, не советуясь с Москвой, приказал подготовить лодку к взрыву. Все шло к началу третьей мировой войны, пишет «Владивосток».
Тупиковую ситуацию выправил советский буксир «Алдан», отбуксировавший «К-324» в Гавану на ремонт, а сверхсекретную антенну доставили самолетом в Москву для изучения. У нас, кстати, аналогичных технологий по обнаружению подлодок противника тогда не было. А после захвата «Щукой» американской антенны появились.
– На Кубе меня поразила жесточайшая дисциплина в армии и на флоте. У них небольшой флот, нет громадных кораблей и подводных лодок. В основном катера – торпедные и ракетные. Мне принесли корабельный устав и дословно перевели его текст, – вспоминает Вадим Терехин. – Так вот, сон на вахте – это измена Родине. Командир корабля обладает правом осудить провинившегося члена экипажа на срок до 10 лет. Без суда! Уснул на вахте матрос или мичман – и поехал работать на тростники. Я спросил у кубинцев: много ли у них таких случаев?
«Ни одного, – отвечают. – Пока никто не спал». То есть железная дисциплина удерживает людей от совершения дисциплинарных проступков.
Кубинцы отнеслись к советским подводникам как к братьям по оружию. Для охраны подлодки на время ремонта было выделено 12 боевых пловцов и два малых противолодочных корабля, которые стояли на рейде на входе в бухту. В 60 км от временного пристанища советской подлодки находилась американская военная база, и мало ли чего можно было ожидать от янки.
«Щуку» ремонтировали 11 дней. После чего она еще две недели дежурила в Саргассовом море, а потом получила команду: курс на базу!
По возвращении на родину особисты изъяли у членов экипажа «К-324» все фотоаппараты, с каждого взяли подписку о неразглашении государственной тайны. У командира лодки – вахтенный журнал и всю корабельную документацию. Самого Терехина вскоре перевели на другую подлодку.
Сегодня эта история знакома многим в нашей стране благодаря печатным СМИ и телевидению. Первые публикации о ЧП в Саргассовом море появились в начале 90-х годов прошлого столетия, после чего прессу как прорвало: рассказы о героическом командире-подводнике Терехине и о его подвиге замелькали во многих российских газетах и журналах. И все они были написаны не со слов командира «Щуки» – журналисты общались с некоторыми словоохотливыми членами экипажа.
В 2006 году вышел 40-минутный телевизионный документальный фильм «Загадка «Черного принца» режиссеров Артема Михалкова и Нормунда Лациса. После показа его на одном из центральных ТВ-каналов члены экипажа «К-324» проснулись знаменитыми. Но капитан первого ранга Вадим Терехин к «медным трубам» относится прохладно. Бывший командир «Щуки» не считает, что экипаж его лодки и он лично совершили подвиг. По словам Вадима Александровича, на его месте так поступил бы каждый командир советской подлодки. И американской, кстати, тоже.
Что касается фильма «Загадка «Черного принца», то у Терехина отношение к картине критическое.
– Там много надумано режиссером из того, что я не рассказывал и не показывал. Очень много, процентов 40. Этот фильм должен быть гораздо скромнее, скажем так. В принципе, мне эта антенна была не нужна. Но я получил команду антенну поднять, сохранить и доставить в Союз. Я просто выполнил приказ и все, – говорит капитан знаменитой лодки.
Кстати, когда снимали «Загадку «Черного принца», Артем Михалков попросил американцев поделиться хоть какой-нибудь информацией о случившемся в Саргассовом море в ноябре 1983 года. Даже деньги предлагал. Но американцы в разговоре отказали. Когда же режиссер обратился за помощью в архив Главного штаба ВМФ, ему ответили, что все документы «К¬324» сгорели.
Пусть это прозвучит непатриотично, но сегодня Вадим Александрович считает, что в вопросах военной радиоэлектроники и уменьшения шумности подлодок американцы превосходили и превосходят нас до сих пор. А весь нынешний российский военно-морской флот – это руины бывшего Советского Союза. Поскольку новых кораблей в России строят единицы. И, надо отметить, с ним солидарны многие офицеры ТОФ, служившие еще во времена СССР.
– Единственное, в чем мы превосходили и превосходим американцев, это торпедное и ракетное оружие. У нас эта тема поставлена сильнее. А все остальное… было очень тяжело работать. У них великолепные гидроакустические станции, потому они нас слышали раньше, чем мы их. Кто первый противника услышал, тот первый занял позицию, выстрелил. За американцами и следить было тяжелее, и обнаруживать. Но паритет все же сохранялся. По шумности наши подлодки проекта 971 «Барс» только сейчас подошли к их уровню. А у них уже 20 лет назад была такая шумность, – говорит капитан первого ранга Терехин.
…Он ушел из подводного флота в 43 года, прослужив в должности командира подводной лодки в общей сложности 15 лет. Десять лет, до выхода на пенсию, капитан первого ранга Терехин работал первым заместителем начальника ТОВВМУ им. адмирала Макарова. В настоящее время он начальник тренажера по управлению подводной лодкой.
Это может показаться невероятным, но за годы службы, кочуя по военным базам, он с женой сменил 26 комнат и квартир! Практически все жилье было съемным. Даже для военных, привыкших к постоянным переездам, это своеобразный рекорд. Вместе с ними переезжали с места на место, меняя школы и привыкая к новым друзьям, двое сыновей. Супруги Терехины со смехом вспоминают, как вне срока меняли паспорта, потому что штампы о прописке и выписке некуда было ставить. Из-за постоянных переездов Ольга Васильевна, выпускница Владивостокского медицинского института, не смогла сделать карьеру в медицине. Поэтому всю себя посвятила мужу и детям.
Сегодня бывший командир атомной подлодки «К-324» Вадим Терехин и его супруга Ольга Васильевна живут в трехкомнатной квартире недалеко от ТОВМИ (бывшее ТОВВМУ), который наш герой окончил много лет назад и где на танцах познакомился с будущей женой. Супруги Терехины вместе уже 42 года.
Вадим Александрович говорит, что живет нормально и вполне доволен своей нынешней работой. Как и тем, что получил от государства после выхода на заслуженный отдых. Я не стал с ним спорить. Хотя, на мой взгляд, офицеры его ранга и с его перечнем заслуг перед родиной могли бы жить гораздо обеспеченнее, что ли.
…Однажды у Терехина в гостях побывал командир американской субмарины. Выпив кофе и осмотрев его хоромы, которые Вадим Александрович получил совсем недавно, заморский гость поинтересовался, когда же русский коллега покажет ему свой… настоящий дом. Оказалось, что терехинскую трехкомнатную квартиру американец принял за служебное жилье. У него в Штатах был коттедж, и он полагал, что командиры русских атомных субмарин живут и получают так же. Впрочем, каждому свое…
Добавить комментарий