Top.Mail.Ru

КАМЧАТКА: КТО МОЖЕТ ОСТАНОВИТЬ НЕЗАКОННЫЙ РЫБНЫЙ ПРОМЫСЕЛ. ГОСУДАРСТВО? ВРЯД ЛИ

ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ, 10 декабря, ДВ-РОСС. Продовольственная организация ООН (ФАО) на завершившейся в Риме конференции одобрила Соглашение о мерах по предупреждению, сдерживанию и ликвидации незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла (ННН-промысла). Это Соглашение в числе первых поддержала и… Россия.
— Это первое в истории мирового рыболовства межгосударственное соглашение, предусматривающее правовые основы для эффективного противодействия ННН-промыслу в глобальном масштабе, – сообщил руководитель центра общественных связей Росрыболовства Александр Савельев. Он отметил, что «Документ открыт для подписания всеми участниками ФАО. Росрыболовство придаёт важное значение скорейшему пресечению преступного промысла и приложит максимум усилий для того, чтобы российская сторона присоединилась к данному соглашению в числе первых государств мира».
Стоит ли после этого удивляться, что Европейский Союз вообще пошел на беспрецедентные действия – запретил ввоз на свою таможенную территорию рыбопродукцию, происхождение которой неизвестно или сомнительно. По некоторым оценкам в ЕС поступает порядка 135 тысяч тонн незаконно добытой рыбы в год.
Общий объём ННН-промысла в мире превышает 20 миллионов тонн. На долю богатейшей рыбной державы мира – России приходится и самый большой процент общемирового незаконного промысла: называют разные цифры, но все они больше одного миллиона тонн в год. Вот только одна цитата в отношении самого привлекательного на сегодняшний день объекта вылова дальневосточных морей – минтая: «В целом на основании отмеченных фактов можно говорить о том, что по итогам Охотоморской экспедиции размер общего допустимого улова минтая был превышен не менее чем на 180 тыс. тонн (по оценкам специалистов ТИНРО-Центра – 175 тыс. тонн), а официальный вылов минтая – на 238 тыс. тонн. Причём, по оценкам специалистов «КамчатНИРО», около 120 тыс. тонн незадекларированного объёма вылова пришлось на молодь минтая, которая затем была выброшена за борт».
Потому потребители (покупатели) рыбной продукции во многих странах мира выразили свой гражданский протест против продукции ННН-промысла, не желая её покупать и требуя от продавцов экологического сертификата, подтверждающего, что рыба выловлена законно, промысел вёлся под государственным контролем и известны все этапы прохождения добытой рыбы от района промысла до прилавка магазина.
«За последние годы в мире резко возросли масштабы торговли рыбой. В 1980 году мировые доходы от экспорта рыбных продуктов составляли 15 миллиардов долларов в год, а в настоящее время – 58 миллиардов. Развивающиеся страны получают от экспорта рыбы 17,7 миллиарда. Это больше, чем вместе взятые доходы от экспорта чая, риса, какао и кофе» (по данным ООН).
Более того.
«По оценкам экспертов ФАО, объёмы торговли рыбной продукцией в мире с каждым годом будут только увеличиваться. В 2010 году её производство составит уже 107-144 млн. тонн, из которых только 74-114 млн. тонн будет использовано для потребления населением Земли. При этом более 40-45% производимой в мире рыбной продукции будет поставляться на международные рынки.
Одновременно с увеличением объёмов производства будет возрастать доля развивающихся стран в экспорте рыбной продукции (в 2003 году она уже превысила 50%.). Данное обстоятельство объясняется в первую очередь тем, что для большинства этих государств торговля рыбой и рыбной продукцией является порой единственным источником валютных поступления в бюджет страны. Кроме того, во многом благодаря развитию рыбного промысла сохраняются рабочие места, и обеспечивается продовольственная безопасность».
Но кто рыбу ПОКУПАЕТ?
«Что касается импорта рыбной продукции, то, как и прежде, основными её потребителями являются развитые государства (80% в стоимостном измерении). Япония по-прежнему сохраняет лидирующие позиции среди стран-импортёров (22%), хотя её доля с каждым годом постепенно понижается. В странах Евросоюза наблюдается устойчивая тенденция увеличения зависимости от поставок зарубежной рыбной продукции и в скором времени ЕС, объединяя все государства, станет крупнейшим импортёром рыбы (35%). США, занимая 4-е место среди основных стран-экспортеров, одновременно является второй по значению страной-импортером (16%)».
А это ведь данные 2007 года.
Эксперты ФАО подсчитали также:
• 52% всех рыбных запасов вылавливаются в полной мере. Это означает, что мы почти достигли максимально возможной квоты добычи некоторых видов рыб, если хотим сохранить уровень добычи в будущем;
• 20% запасов эксплуатируются умеренно;
• 17% — эксплуатируются чрезмерно;
• 7% запасов рыбы истощаются;
• 3% — не используются в полной мере;
• 1% — восстанавливается после снижения численности.

В семнадцать процентов запасов, эксплуатируемых ЧРЕЗМЕРНО, и семь, имеющих ИСТОЩАЕМЫЕ запасы, входят наиболее ценные виды рыб, на которых, в первую очередь, и распространяется ННН-промысел. На Дальнем Востоке России это крабы, минтай и лосось.

Первыми опомнились добытчики минтая, так как выход икры у них достиг космических масштабов, а цена на продукцию (прежде всего, икру) упала на порядок, и они начали искать выход из сложившейся ситуации. Первый этап – установили биологическую норму выхода икры. Второй этап – начали вести подготовку к экологической сертификации.
Сахалинские рыбаки, вслед за добытчиками лосося штата Аляска, не только задумались об экологической сертификации, не только начали изучать критерии экологической сертификации и принципы подбора кандидатов на участие в сертификации, но уже и первыми в России получили на руки сертификат со знаком Морского Попечительского Совета (MSC).
Экологическим первопроходцем в рыбной отрасли России стало ООО «Гидрострой» с южнокурильского острова Кунашир.
Следующие на очереди – члены Ассоциации рыбопромышленников Сахалина, которые специально прибыли в Портленд, а потом побывали и на семинаре в Сиэтле, чтобы изучить и понять все тонкости весьма непростой процедуры прохождения экологической сертификации. Её обязательным условием является не только исключение ННН-промысла из жизни сертифицируемого предприятия, но и любой другой промысловой деятельности, нарушающей принципы ведения устойчивого рыболовства.
Суть экологической сертификации достаточно проста: включить экономические рычаги, вытесняющие из жизни планеты ННН-промысел. Сертифицируется не промысловик-добытчик, а вся цепочка от добычи рыбы – её переработка, хранение и транспортировка – до оптовой и розничной торговли. Рыба, добытая на сертифицированных промыслах, поступает на сертифицированные рыбоперерабатывающие заводы и следует в специализированные магазины, где её уже ждёт покупатель.
Именно покупатель – главнейшее звено этой сертифицированной цепочки. Именно его потребность в экологически чистой продукции является экономическим рычагом для прохождения сертификации по всем её звеньям. Сегодня в Европе, главном потребителе качественной рыбной продукции, спрос на сертифицированную рыбу не удовлетворяется и на половину, хотя цена на нее значительно выше. Потребитель готов платить хорошие деньги за хорошую рыбу. Но только за хорошую не на словах, когда под толстым слоем глазури рыбой и !не пахнет» вовсе или пахнет так, что с ног валит…
Конечно, для Камчатки это сегодня выглядит не очень и актуально: ценная рыба продана, когда ещё и путина не началась, а горбушу можно скопом сдать в Китай.
Но ведь и Китай начал сертифицировать свою продукцию. Следовательно, через год-два за несертифицированную рыбу китайцы будут платить камчатцам (в отличие от сахалинцев) ещё в несколько раз меньше (наша восточнокамчатская горбуша, как сообщают рыбопромышленники с Острова, и так в два раза меньше по размеру и цене сахалинской, благодаря «селективной» помощи (в том числе и сахалинских) дрифтероловов).
Более того, попытку сертифицировать свою продукцию предприняли и рыбоводы с Хоккайдо – а это уже не горбуша, а кета, то есть процесс сертификации начал значительно углубляться. Попытка, правда, сорвалась, но попытка – не пытка, можно снова попробовать…
Американские добытчики лосося с Аляски сертифицировали многовидовой промысел лососей (так что говорить о будущей конкуренции российских и американских морских добытчиков нерки не приходится – российский крупномасштабный дрифтерный промысел никогда не пройдёт экологическую сертификацию, сколько бы не старался «Тымлатский рыбокомбинат» распространять брэнд «Дикого камчатского лосося»).

То есть, скажем так, несмотря на недоверие и скепсис российских рыбопромышленников, экологическая сертификация по стандартам Морского Попечительского Совета, не спрашивая у них на то разрешения, а руководствуясь экономическим расчётом и здравым смыслом, начала победное шествие и по нашей стране.
Пока мы имеем только лососевый прецедент.
Но не за горами уже и прецедент минтаевый.
Скажем больше – добытчики краба тоже, по аналогии с добытчиками минтая, объединились в Дальневосточную Ассоциацию. Ведь камчатский краб, который идёт сегодня зарубеж, полностью является объектом воровского ННН-промысла, так как на официальный промысел камчатского краба в России объявлен мораторий. И как остановить этот воровской беспредел, если не использовать экономические и экологические рычаги?
Кто может остановить ННН-промысел в России?
Государство? Что-то не похоже.
Общественность? Силёнок мало.
А вот ограничение (запрет!!!) экспортных поставок продукции ННН-промысла и отказ от приобретения несертифицированной по стандартам MSC российской продукции зарубежными покупателями,могут совершить то, что в нашей стране по определению сегодня невозможно.
Почему, спросите вы, по определению?
Потому что по последней оценке Всемирного Банка национальной коррупции оказывается, что Россия СНИЖАЕТ контроль над коррупцией. Международная организация по борьбе с коррупцией Transparency International оценила коррупцию в России по шкале от 1 до 10, в результате чего Россия получила оценку 2,1 и поделила с Кенией, Бангладеш и Сирией 147 место (США занимает 18 место). Коррупция определена как использование государственной должности для частных нужд…
Поэтому сахалинские рыбаки, заглянув в будущее и оценив его с точки зрения будущих продаж главного богатства Острова, начали на это будущее работать.
Камчатцы всё еще надеются, что так, как сегодня, будет всегда. Не лишне ещё раз прочесть данные экспертов ФАО о том, что происходит на мировом рыбном рынке, и сделать правильные выводы. Потом ведь можно и не успеть…
Сергей ВАХРИН
Портленд — Сиэтл — Владивосток — Петропавловск-Камчатский
Рыба Камчатского края

Читайте ДВ-РОСС в Telegram

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.


Powered by WordPress | Designed by: SEO Consultant | Thanks to los angeles seo, seo jobs and denver colorado Test

На данном сайте распространяется информация сетевого издания ДВ-РОСС. Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 71200, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 27.09.2017. Врио главного редактора: Латыпов Д.Р. Учредитель: Латыпов Д.Р. Телефон +7 (908) 448-79-49, электронная почта редакции primtrud@list.ru

При полном или частичном цитировании информации указание названия издания как источника и активной гиперссылки на сайт Интернет-издания ДВ-РОСС обязательно.


Яндекс.Метрика