«ЛИКИ ДРЕВНЕЙ ХАКАСИИ»: ОГЛЯНУТЬСЯ НА ДВЕ ТЫСЯЧИ ЛЕТ НАЗАД
С помощью техники светового пера фотограф Борис Долинин сумел высветить из глубины веков лица давно ушедших людей. Посетителям представляется уникальная возможность увидеть лицо воина или профиль принцессы таштыкской из древних эпох.
На открытии выставки заведующий лабораторией гуманитарных исследований Новосибирского государственного университета Сергей Скобелев выступил с интересной лекцией по истории образования таштыкской культуры.
— Таштыкская культура сложилась в результате слияния двух основных расовых групп населения – европеоидного и монголоидного, – рассказал Сергей Скобелев. – До прихода сюда гуннов, которые завоевали территорию Сибири в 201 году нашей эры, здесь, на широких просторах Южной Сибири, Центральной и Средней Азии проживали люди с ярко выраженным европеоидным обликом.
В ходе одной из археологических экспедиций на территории Хакасско-Минусинской котловины была найдена маска с ярко выраженными европеоидными чертами лица. К сожалению, на выставке в Доме учёных её фотография не была представлена, но экспонируемые на выставке работы довольно полно иллюстрируют расовые группы людей таштыкской эпохи, сообщает Academ.info.
На фото – погребальные маски. Тогда умерших сжигали на дровяных кладках, прах укладывали в мешочки и помещали в ритуальные куклы и гипсовые маски. Они покрывались белой, красной, голубой и зеленой красками, расписывались узорами в виде спиралей, кругов и других геометрических фигур, семантика которых, как заявил на открытии выставки кандидат искусствоведения Евгений Маточкин, до сих пор не ясна. Но в данном случае особенное впечатление несет не семантика кругов и линий, а выражение лиц, запечатленных в масках.
— Маски таштыкской культуры являются произведениями искусства, – говорит Евгений Палладиевич. – Каждая черта маски, объёмная пластика – это не случайный слепок, а обдуманные формы.
Как пишут исследователи, творческий процесс создания масок являлся частью религиозного обряда погребения умерших. Скорее всего, ваянием масок занимались специальные жрецы-художники (жрецы-скульпторы). Мастерство исполнения было настолько высоко, что по сохранившимся осколкам сегодня можно восстановить облик человека, жившего тысячелетия назад.
В свою очередь, мастерство фотохудожника Бориса Долинина даёт возможность жителям ХХI века познакомиться с артефактами таштыкской эпохи.
Татьяна СТЕФАНЕНКО
фото автора
Добавить комментарий