Мнение: на Дальнем Востоке уже работает «публичный» морской угольный терминал
Уголь является одним из главных экспортных грузов России. От успешного функционирования данной отрасли зависит благополучие целых регионов, в первую очередь, Кузбасса. В связи с тем, что основной рост спроса на твердое топливо ожидается со стороны стран Азиатско-Тихоокеанского региона, возникает острая потребность обеспечить всем российским грузоотправителям угля беспрепятственный доступ к экспортным морским терминалам.
В ходе совещания по вопросам развития угольной промышленности, состоявшемся в Кемерово еще в январе 2012 года под председательством на тот момент главы правительства России Владимира Путина, было дано поручение изучить возможность строительства морского угольного терминала на Дальнем Востоке, которым могли бы пользоваться средние и малые добытчики угля. Местами расположения будущего порта рассматривались районы у портов Ванино, Находка-Восточная и Посьет. Мощность терминала обозначалась в 20 млн тонн в год.
Тем не менее, судя по статистике отгрузок угля через дальневосточные порты, фактически роль «публичного» терминала уже давно играет ОАО «Восточный порт». Так, в соответствии с проведенным PortNews анализом статистики по железнодорожным отгрузкам угля в адрес дальневосточных портов за январь-июнь 2013 года, через «Восточный порт» с общим грузооборотом в 17 млн тонн угля в год, состав грузоотправителей оказался весьма диверсифицированным. Так, доля угля «Кузбассразрезугля» составила 36%, СУЭК — 18%, «Сибуглемет» — 15%, «Стройсервис» — 2%, прочие производители, не имеющие собственных портовых мощностей на Дальнем Востоке, перевалили через «Восточный порт» 29% угля («Кузбасская топливная компания», «Русский уголь», «УК «Заречная», «Сибантрацит»).
В 2012 году ОАО «Восточный порт» начало реализацию проекта строительства третьей очереди угольного комплекса, с вводом в эксплуатацию которой в 2017 году пропускная способность предприятия, открытого для широкого спектра грузовладельцев, возрастет до 24,5 млн тонн в год.
Второй по величине угольный терминал Дальнего Востока – «Дальтрансуголь» (бухта Мучке, порт Ванино, владелец СУЭК). Его годовой грузооборот составляет 17 млн тонн в год, при этом груз на 100% принадлежит самому СУЭК.
Среди более мелких терминалов также есть те, которые можно подвести под определение «публичных». Правда, их мощности весьма ограничены. Так, «Ванинский морской торговый порт» мощностью пять млн тонн в год, до покупки его «Мечелом» предоставлял свои услуги для нескольких отправителей угля – компании «Сибуглемет», «Сибантрацит» и «Стройсервис». Однако после покупки «Мечелом», с марта 2013 года, стал работать только с углем данного производителя.
Порт Посьет аналогичного грузооборота также принадлежит «Мечелу» и переваливает только его уголь.
«Евраз-НМТП» (порт Находка) с годовым грузооборотом в три млн тонн можно назвать диверсифицированным. Так, уголь «Евраза» составляет в его грузообороте 45%, «Сибуглемета» — 28%, «Сибантрацита» — 27%.
Также в Находке действуют небольшие частные терминалы, такие как «Терминал Астафьева», «НБАМР», «Геопорт», «ДММ», «Восточные ворота», мощности которых не позволяют рассматривать их в качестве «публичных», хотя их услугами и пользуются разные компании для отправки незначительных партий угля. Сюда же можно отнести и угольный терминал «Восточной стивидорной компании» с годовым грузооборотом в 500 тыс. тонн.
Позиционировать себя как «публичный терминал», строящийся по «кемеровскому» поручению, начал проект в бухте Суходол, инвестором которого выступает «Сибирский деловой союз». Проект строительства нового специализированного порта на дальневосточном побережье (порт «Суходол») предусматривает несколько этапов строительства. Проектный грузооборот составит 20 млн тонн в год. Терминал обеспечит круглогодичный прием широкой номенклатуры типоразмера судов.
«Восточный порт» и проект терминала в бухте Суходол не противоречат друг другу, так как потребностей в экспортных мощностях хватит на оба проекта.
Добавить комментарий