Top.Mail.Ru

На Дальнем Востоке намерены создать рыбный кластер: привлечет ли этот комплекс рыбаков в российские порты?

VIII Международный конгресс рыбаков во Владивостоке обсудил один из насущных сегодня вопросов: создание дальневосточного рыбного кластера. Как предполагается новая организация позволит существенно увеличить долю береговой переработки рыбы, пишет корреспондент ДВ — РОСС Дмитрий Латыпов.

Планируется, что новый рыбопромышленный комплекс займется глубокой переработкой морепродуктов, транспортировкой продукции, хранением в холодильных мощностях. Здесь же намечается создать оптово — торговую площадку. По задумке, она со временем трансформируется в рыбную биржу.

На конгрессе создание кластера детально обсудили на заседании специализированного круглого стола. На территории комплекса появится современный порт, холодильные мощности, несколько перерабатывающих предприятий, торговый центр, — рассказал журналистам на Международном конгрессе рыбаков губернатор Приморья Владимир Миклушевский. — Созданием проекта Дальневосточного рыбного кластера, который планируется разместить на территории южного Приморья, займется комиссия, в состав которой войдут представители всех рыбодобывающих регионов востока страны. Будут привлекаться также иностранные эксперты, в частности, ведутся переговоры об участии в реализации проекта японских специалистов, Работа комиссии начнется после утверждения концепции создания кластера. По словам губернатора, она будет передана в правительство РФ на рассмотрение уже 18 сентября.

Чем же вызвано создание рыбного кластера?

Специалисты констатируют, что ежегодно российские рыболовные компании похищают на Дальнем Востоке рыбы на 1,5 миллиарда долларов.
По их данным, такой вывод следует из разницы между официальными данными о продаже, предоставленными российской стороной, и сведениях о покупках рыбы, которые фиксирует таможенная отчетность Китая и Японии.

И такая ситуация существует уже более десяти лет. Одним словом, регион работает как сырьевой придаток зарубежных стран — соседей.
Почему это происходит?
Уже давно говорится об устранении избыточных административных барьеров при поставке водных биоресурсов на российский берег.

Проблема поднимается регулярно – руководством рыбацких регионов, представителями федеральных органов законодательной и исполнительной власти, бизнес-сообщества. Наше внутреннее законодательство не способствует формированию конкурентоспособных рыбоперерабатывающих предприятий, а также увеличению поставок отечественной рыбы на внутренний рынок, говорит руководитель Росрыболовства Андрей Крайний. Это связано с огромным административным прессом на бизнес при фактическом отсутствии системного контроля за производством продукции, несовершенством нормативной базы, инфраструктурными проблемами, а также отсутствием практики применения экономических методов стимулирования рыболовства и рыбопереработки, отмечает главный рыбак страны.

Столица рыбаков Дальнего Востока – южнокорейский Пусан

В таких условиях рыбаки Камчатки, Сахалина, Приморья и других дальневосточных регионов везут свой улов прямо из районов промысла в этот южнокорейский порт. В Пусане они хранят свой улов в мощных холодильниках, продают рыбу, ремонтируют суда. И все эти услуги им обходятся на порядок дешевле, нежели в российских портах. А члены экипажей тем временем способствуют финансовому процветанию местной торговли, ресторанов и гостиниц…

Еще в 2008 году в России была введена обязательная доставка выловленных водных биоресурсов на таможенную территорию РФ. «Сделано это было с целью наведения порядка на промысле. Понятно, что для бизнеса возникли неудобства, особенно если продукция предназначалась на экспорт. Но государство при этом ввело норму жёсткой регламентации при оформлении таких судов. Было установлено, что судно должно оформляться не более 3 часов, – говорит Андрей Крайний, глава Федерального агентства по рыболовству. – В то же время, когда продукцию предполагается выгрузить на родной берег, никаких временных ограничений нет. Судно можно держать хоть неделю. При этом проверяют его все кому ни лень. Для сравнения: при выгрузке в Южной Корее капитан при подходе судна отправляет агенту заранее комплект документов на продукцию, за 3 часа до захода отправляет сообщение в портнадзор и за 2 часа до захода связывается с лоцманской службой. Прибыв в порт, после швартовки судно начинает разгрузку через 15 минут! И это в отношении иностранного судна!»

В российских портах в отношении российских судов процедура совершенно иная, отметил Андрей Крайний: Оформление захода начинается за трое суток, за сутки отправляются заявки капитану, в таможенную службу, пограничное управление, Роспотребнадзор, Россельхознадзор. После прибытия в порт до выгрузки время оформления составляет от 1 до 3 суток, а в части ветеринарии оформление выгружаемой продукции составляет от нескольких дней до недели.

Кстати, в японских портах по отношению к своим судам контролирующие органы никаких действий вообще не осуществляют – так же, как не осуществляются процедуры, связанные с оформлением экипажа, независимо от района промысла, в котором судно ловило рыбу

Рыбный кластер на Дальнем Востоке как альтернатива?

Наша рыба продается за рубеж и после глубокой переработки возвращается к нам уже втрое — вчетверо дороже, говорит
генеральный директор Тихоокеанского научно-исследовательского центра рыбного хозяйства /ТИНРО- центр/ Лев Бочаров. – Поэтому правительство страны поставило задачу повысить степень переработки рыбы на отечественных предприятиях. Но для этого надо изменить условия торговли, переделать цепочку поставок рыбы. Проект кластера потребует значительных вложений. Пока проект находится в стадии создания концепции. На его реализацию может пойти около 10 млрд рублей федеральных вложений. Еще 30-50% от этой суммы должен вложить бизнес. Ведь для строительства причальной стенки и холодильных мощностей понадобятся немалые средства.
Станет ли ниже стоимость рыбы? В других странах рыба — элитный продукт. Рынок интернационален и поэтому он определяет уровень цен. Но создание кластера приведет к замещению импортной рыбопродукции на отечественную. И наверняка цены станут ниже, считает Лев Бочаров.

Сейчас на Дальнем Востоке добывается до 3 млн тонн морских ресурсов. Кластер сможет перерабатывать до 4 млн тонн. Это все наши традиционные объекты добычи: минтай, сельдь, лососи, креветка, крабы и другие морепродукты,- отметил Бочаров, подчеркнув, что главная задача кластера — увеличение доли отечественной рыбопродукции на российском рынке.

— По моему правильно, что рыбный кластер будет создан в Приморье, — говорит гендиректор Камчатского рыбоконсервного завода №55 Сергей Барабанов. — В Приморье есть для этого мощные порты, железная дорога. Кстати, мы готовы вкладывать средства в создание холодильных мощностей и порта для кластера. А по ценам скажу, что рыбаки продают свой улов не так дорого. Например, у нас на Камчатке килограмм горбуши мы отдаем за 40 рублей, а в магазинах я вижу цены в несколько раз больше. Посредники, торговля, железная дорога все берут свою долю. Вот и накручиваются такие цены, что отпугивают покупателя.

Жизненоспособен ли новый проект? Президент Европейской ассоциации рыбопереработчиков и трейдеров Пастор Густав сказал корреспонденту ДВ — РОСС: Зарубежные бизнесмены, работающие в рыбной отрасли, войдут в этот проект только тогда, когда убедятся в его экономинческой выгоде…

И в заключении мнение специалистов: Увеличить поставки рыбы на российский берег и развитие собственной переработки необходимо осуществлять, прежде всего, за счёт экономических рычагов в рамках правил ВТО при одновременном снижении административного пресса на предприятия.

Второй вопрос, который обсуждался на VIII Международном конгрессе, касался технического регулирования стран Таможенного Союза.

Член коллегии по вопросам технического регулирования Евразийской экономической комиссии Валерий Корешков в своем выступлении отметил, что конгресс проходит в тот период, когда вступил в действие целый блок техрегламентов Таможенного Союза на пищевую продукцию и завершается межгосударственное согласование документа о безопасности рыбы и рыбопродукции. Цель этой комплексной работы — создание единых условий для свободного движения товара без приведения дополнительных процедур оценки подтверждения соответствия.

Читайте ДВ-РОСС в Telegram

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.


Powered by WordPress | Designed by: SEO Consultant | Thanks to los angeles seo, seo jobs and denver colorado Test

На данном сайте распространяется информация сетевого издания ДВ-РОСС. Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 71200, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 27.09.2017. Врио главного редактора: Латыпов Д.Р. Учредитель: Латыпов Д.Р. Телефон +7 (908) 448-79-49, электронная почта редакции primtrud@list.ru

При полном или частичном цитировании информации указание названия издания как источника и активной гиперссылки на сайт Интернет-издания ДВ-РОСС обязательно.


Яндекс.Метрика