Из-за прошедшего наводнения на Амуре граница между Китаем и Россией может измениться
Долгие годы российские ученые знают бассейн Амура только наполовину, так как информацию о второй его части, двух основных притоках Сунгари и Уссури, получают строго дозированно.
— Мы отправляемся на встречу с коллегами из научного института Тунцзи, где работают лучшие в Китае гидрологи, — рассказывает Алексей Махинов. – Получить информацию о том, что происходит на китайских объектах, крайне сложно. Там существуют внутренние запреты даже на обмен такой информацией. Нас интересует, как проходило наводнение в бассейне реки Сунгари. А также какую роль в этом сыграли водохранилища на китайской стороне. Там расположено несколько крупных водохранилищ, сопоставимых с нашими Зейской и Бурейской гидроэлектростанциями, и тысячи мелких. Вот эти мелкие водохранилища в сельской глубинке — как кот в мешке, именно они в первую очередь могут приводить к залповым выбросам огромных объемов воды.
Насколько разрушительную роль в рекордном наводнении на Амуре сыграли китайские притоки, российским ученым еще предстоит оценить. С коллегами из КНР они будут работать до начала ноября. Однако уже известно, что поездок в зону наводнения, где гидрологи могли бы увидеть все наглядно, принимающая сторона не запланировала.
Определить же, какие изменения произошли в российской части русла Амура после великого потопа, наши специалисты смогут не раньше февраля-марта следующего года. Необходимые исследования можно провести только на льду и только в условиях минимальных уровней воды. Но сейчас сил хватит лишь на то, чтобы изучить изменения русла Амура в нескольких узловых местах. Для правильной оценки масштаба перемен во всем бассейне великой реки гидрологам понадобится не один год.
На составленном учеными от руки графике амурских наводнений с 1896 года нынешнему потопу даже не хватило места. Кривая к девятиметровой отметке выходит далеко за рамками схемы. При этом, как говорит доктор географических наук Алексей Махинов, наблюдения за рекой четко свидетельствуют, что у нее есть «мокрые» и «сухие» десятилетия. Исходя из этих исследований, еще в конце 2012 года хабаровский Институт водных и экологических проблем предупреждал региональные власти: Амур вступил в фазу многоводности. Однако никто не мог предположить, что это будет настолько катастрофично.
— Еще мы настоятельно рекомендовали обратить внимание на систему полузапруд, которыми в 2005 году были перегорожены протоки Бешеная и Пензенская. Это было сделано для того, чтобы вернуть основное русло к краевой столице, которое из-за естественных процессов постепенно уходило от Хабаровска. Переливные дамбы были сооружены. Но на укреплении берегов острова Кабельный камнем тогда сэкономили. И теперь, когда острова у Хабаровска полностью затопило, не исключено, что вода пробила себе новую дорогу в обход построенных несколько лет назад запруд. А это значит, что негативные русловые процессы, которые, вроде бы, удалось остановить, у Хабаровска начнутся с новой силой, — к таким неутешительным выводам приходит ученый.
Но пока вода в Амуре большая, негативные последствия для города будут минимальны, однако рано или поздно, как прогнозируют ученые, период многоводья сменится десятилетием маловодья. А это значит, что река продолжит свое бегство в сторону от Хабаровска с новой силой, как это уже было в начале 2000-х годов. Итогом может быть не только невозможность судоходства в районе краевой столицы, но и нарушение снабжения города водой, так как системам водозабора будет недостаточно глубины.
Еще большую тревогу, как говорит Алексей Махинов, вызывает положение на Среднем Амуре. Линия государственной границы с Китаем, как известно, проходит по фарватеру, и на такой огромной реке может очень легко меняться, особенно после таких катастрофических наводнений, как в этом году, пишет «Комсомольская правда».
— Причин несколько. Первая — большой поток воды смыл очень много грунта, произошло заиливание русла. Вторая — китайская сторона активно в последние годы вела укрепление своих берегов. В период наводнения и без того большое течение, упираясь в укрепленный камнем берег, смещалось в итоге в нашу сторону, — объясняет профессор Махинов. — Мы уже отметили шесть проблемных мест, где возможны неблагоприятные для России русловые процессы. Одно из них – вблизи места впадения реки Сунгари, напротив поселка Нижнеленинское в ЕАО.
Вот там налицо второй вариант. Река уперлась в укрепленный китайский берег и пробила себе новый путь ближе к менее защищенной российской стороне. А дальше — дело техники. Еще один участок, который может потерять Россия, — Шереметьевские острова на Уссури в Вяземском районе Хабаровского края.
— Сейчас китайцам остается только заявить претензию и в соответствии с международными правилами добиваться очередного пересмотра прохождения линии государственной границы между нашими странами, — констатирует ученый.
Добавить комментарий