Top.Mail.Ru

КАМЧАТКА: ОЧЕНЬ СОВРЕМЕННЫЙ И ОРИГИНАЛЬНЫЙ СПОСОБ АМЕРИКАНСКОЙ ЗАБОТЫ ОБ ЭКОНОМИКЕ РОССИЙСКОГО ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ, 26 января, ДВ-РОСС. Когда нам сообщают о том, что браконьеры за год вывозят из России десятки тысяч тонн краба, возникает вопрос: как такие огромные объёмы «растворяются» за границей, ни у кого не вызывая вопросов?
Этот процесс достоин отдельного разговора.

Им – устойчивое рыболовство, нам – устойчивое браконьерство

До 2000 года морепродукция из России (особенно, крабовая) была четко промаркирована. Указывались судно, на котором она изготовлена, его владелец, дата вылова и т. д. Естественно, поставщиков браконьерского краба тяготила обязанность расписывать происхождение улова так подробно. И они от неё избавились, используя дыры в законодательстве, а также заинтересованность китайских и корейских соучастников. В итоге информация, которую необходимо сообщать о грузе, стала очень лаконичной. Выявить её несоответствие реальному положению вещей непросто. Вместе с обязанностью досконально указывать данные о продукции отпала необходимость вообще иметь настоящие документы. Оформление поддельных бумаг теперь поставлено на поток.

Движение нелегальной партии крабов от места вылова до зарубежного потребителя начинается с «липы» и ей же заканчивается. Выглядит это примерно так. Сначала продукцию перегружают в море с добывающего судна на транспортное (доставить её в порт может и сам добытчик). Капитан транспортника оформляет первую «липу» – коносамент (MATE’S RECEIPT), который в корейском порту никто внимательно изучать не будет. Он служит только основанием для выгрузки транзитного груза в Пусане (без «растаможки», так как он не идет на местный внутренний рынок).

Все, что написано в коносаменте (дата, номер рейса, расстояние перевозки и т. д.), может быть полной фикцией, кроме названия судна-перевозчика и количества принятой продукции.

В Южной Корее обработка браконьерского груза включает три составляющих: выгрузка с судна на склад, проверка на качество (но не на законность), обработка агентирующей компанией, которая обеспечит продукцию липовыми документами и, наконец, отправка перегруженной в контейнеры продукции в Штаты – напрямую или через Китай. Хотя при поступлении в США проблемы у такого товара возникают редко, воспользоваться посредничеством китайских компаний всё же предпочтительней.

В КНР продукцию везут для дальнейшей глубокой переработки в режиме таможенной зоны/склада. Оттуда, уже с новыми этикетками (Made in China или даже Product of China) и документами, которые по форме абсолютно законны, а по сути – та же «липа», бывший российский краб без малейшего риска отправляется и в «бдительные» США, и в «экологически чистую» Европу (у себя декларируют устойчивое рыболовство, у нас стимулируют устойчивое браконьерство).

Эта схема легализации работает давно. На неё так «подсели» некоторые наши экспортёры, что работать по-другому они уже не могут. Из-за этого происходит парадоксальная вещь: даже если улов добыт законно, его все равно пропускают через этот «конвейер». В результате легальная продукция, получив фальшивые документы, становится нелегальной и поступает в Китай. Китайцев такая ситуация должна, по идее, беспокоить, ведь идёт организованное и широкомасштабное нарушение таможенных законов КНР. Но на деле их она вполне устраивает: чем больше краба, тем больше прибыли и рабочих мест.

Американским компаниям, через которые российский краб идёт в розничную продажу в США, это тоже удобно. Ведь им претензий не предъявишь. Они «добропорядочные покупатели», которые приобрели товар законно. Законен ли сам товар? – вопрос вроде бы не к ним. Хотя многие из них обо всем прекрасно знают и делают ставку именно на браконьерского краба, потому что он обойдётся им дешевле. На словах же уповают на российскую жадность и безалаберность, с которых сами очень успешно кормятся.

Знак качества для контрабанды

Рассмотрим один из примеров «липы», о которой сказано выше. Примерно три года назад ФГУ «Нацрыбкачество» (ныне – «Национальный центр безопасности продукции водного промысла и аквакультуры») приступило к выдаче сертификатов здоровья для экспорта рыбных и сельхозпродуктов из России.

Заверяя сертификат, специалист этой организации гарантирует, что продукт имеет законный статус и надлежащее качество. Это должно было стать ещё одной формой контроля над промыслом. Только браконьеров такая мера не коснулась абсолютно. Они просто начали штамповать сертификаты сами, что при современном уровне копировальной и печатной техники вообще не проблема. А проверять подлинность российских сертификатов на крабовую продукцию корейцам и китайцам нужды нет.

В распоряжении редакции «Камчатского края» оказалось около 20 поддельных сертификатов здоровья (поступили они к нам из «азиатских источников»). То, что это подделка, подтвердили в Россельхознадзоре, чьим подразделением было «Нацрыбкачество»: сертификаты с такими номерами никогда не выдавались.

Однако познакомиться с их содержанием всё же стоит. Конечно, из них не узнать, где краб добыт, по каким квотам (если таковые были). Эту тайну нам не раскроют. Но, как я полагаю, для легализации груза за рубежом информация об его объёме и компании-получателе лучше указать достоверно. Находясь на территории Кореи и Китая, скрывать это не имеет особого смысла.

Вот, к примеру, фальшивый сертификат под липовым номером PRC 0010302. Согласно ему в декабре 2007 года из России поступила партия варено-мороженного краба весом 96 тонн. Продукция произведена и доставлена на судне «Витязь», имеющим официальную регистрацию экспортера в КНР, что якобы подтверждено ФГУ «Нацрыбкачество».

Сначала груз поступил в Пусан, а оттуда – в порт Циндао (Китай). При его отправке из Кореи отправителем значилась компания «Aqua Star» (США), получателем — компания «Aqua Star Qingdao Yuanqiang Food Co Ltd» (КНР).

Сертификат якобы заверен в Петропавловске 17 декабря 2007 года и подписан директором камчатского филиала ФГУ «Нацрыбкачество» Екатериной Поддубной. К документу также прилагается сертификат происхождения, выданный Владивостокской торгово-промышленной палатой.

Что касается последних двух утверждений, то это явное вранье. В тот момент Е. Поддубная уже не занимала эту должность. Владивостокской ТПК не существует вовсе, а есть Приморская ТПК.
Вот в существование компаний «Aqua Star» и «Aqua Star Qingdao Yuanqiang Food Co Ltd», занимающихся перевалкой российского краба, я очень даже верю.

Что скрывает ложь?

Итак, если допустить, что содержание этих липовых сертификатов правдиво на 90 процентов, то получается следующая картина.

С сентября 2007 года по февраль 2008-го десяток судов доставил из России по поддельным документам более тысячи тонн краба.

Продукция первоначально поступала либо в Корею в адрес «Aqua Star» или в Японию в адрес компании «Yusen Kairiku Unyu Kaisha Ltd», а через них – в Китай уже упомянутой «Aqua Star Qingdao Yuanqiang Food Co Ltd». Когда груз проходит через столько посредников, установить его истинное происхождение вряд ли возможно. Конечный же получатель, судя по названию, находился в США.

Репутация половины судов, указанных в сертификатах, позволяет предполагать с большой долей вероятности, что они действительно поставляли краба этим фирмам. Перечислю их (данные о владельцах я взял в Российском морском регистре).
РТС «Витязь» (ООО «Компас», Владивосток). Задерживался в июне 2008 года в рамках уголовного дела (а в ноябре-декабре 2007-го доставил в Пусан почти 250 тонн нелегального краба, если верить «сертификату»).
ТР «Аякс». Задерживался в декабре 2008 года под флагом Камбоджи. На судне обнаружено 50 тонн крабовой продукции (а в сентябре-ноябре 2007 года доставил в Японию 178 тонн нелегального краба, если верить «сертификату»).
СРТМ «Дакс». Задерживался в сентябре 2009 года под флагом Панамы. На борту обнаружено свыше 130 тонн крабопродукции (а за несколько месяцев до этого доставил в Японию около 200 тонн нелегального краба, если верить «сертификату»).
МТР «Норд». Задерживался в ноябре 2009 года под флагом Камбоджи. На борту обнаружено около шести тонн краба (а за год до этого доставил в Японию около 50 тонн нелегального краба, если верить «сертификату»).

Есть в этом списке суда, которые имеют относительно чистую биографию: «Пасифик Орион», «Арктик Дискавери» (ЗАО «Восток-1», Приморье), «Матрица» (ООО «Кондор-транспорт», Южно-Сахалинск), «Залив Ольги» (ОАО «Дальрыба», Приморье). Указаны ещё два судна, о которых не нашел упоминания ни в сводках задержаний, ни в морском регистре: «TBN-1», «»TBN -3».
Возможно, часть из них ничего не нарушала. Тогда соответствующие компании, прочитав этот материал, должны хотя бы возмутиться тем, что поставщики браконьерского краба прикрываются названиями их судов.

Так было, есть и будут есть

Это лишь маленький эпизод из браконьерских будней, насыщенных ударным трудом. Из заявления ТИНРО-Центра, опубликованного в конце декабря прошлого года, следует, что незаконный вылов только краба-стригуна за 2009-й составил около 40 тысяч тонн. Можно не сомневаться, что весь этот объём прошёл через «проверенные» агентирующие компании с использованием «проверенных» схем переработки, перепаковки и легализации. Не удивлюсь, если «сертификаты» за «подписью» Е. Поддубной всё ещё в ходу. Единственное новшество – в списке перевалочных баз контрабандной продукции к Корее и Китаю прибавился Вьетнам.

Но, как и прежде, подобный товар должен находить главного покупателя в Штатах.

Конечно, власти США уже не могут делать вид, что всё в порядке, после ареста в Москве одного из крупнейших американских импортеров российского краба. Но с другой стороны более чем за 10 лет там сформировался целый пул компаний-покупателей дешёвой браконьерской крабопродукции. Появился также устойчивый тип её массового потребителя. А пока от них будет спрос, наши браконьеры обеспечат его предложением. Для них всегда будут существовать «зелёные коридоры» на границах и в таможнях. По крайней мере, до того момента, когда популяция российского краба не сгинет окончательно…

На сайте упомянутой американской компании «Aqua Star» из, уже ставшего по новостям об Аркадии Гонтмахере почти родным, города Сиэтла, говорится, что она «глубоко понимает важность сохранения устойчивого промысла и активно участвует в деятельности различных природоохранных организаций, заботится о долгосрочном экономическом благополучии местных экономик». Прямо скажем, очень современный и оригинальный способ заботы об экономике российского Дальнего Востока.

Кирилл МАРЕНИН.

Читайте ДВ-РОСС в Telegram

One Response to КАМЧАТКА: ОЧЕНЬ СОВРЕМЕННЫЙ И ОРИГИНАЛЬНЫЙ СПОСОБ АМЕРИКАНСКОЙ ЗАБОТЫ ОБ ЭКОНОМИКЕ РОССИЙСКОГО ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

  1. Все понравились!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.


Powered by WordPress | Designed by: SEO Consultant | Thanks to los angeles seo, seo jobs and denver colorado Test

На данном сайте распространяется информация сетевого издания ДВ-РОСС. Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 71200, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 27.09.2017. Врио главного редактора: Латыпов Д.Р. Учредитель: Латыпов Д.Р. Телефон +7 (908) 448-79-49, электронная почта редакции primtrud@list.ru

При полном или частичном цитировании информации указание названия издания как источника и активной гиперссылки на сайт Интернет-издания ДВ-РОСС обязательно.


Яндекс.Метрика