Во Владивостоке открылась экспозиция о гибели в 1904 году миноносца №208 Сибирской флотилии
До 2011 г. (107 лет с момента катастрофы) на затонувшем миноносце не работала ни одна официальная группа исследователей, и только летом 2011 г. группа краеведов будущей секции подводных исследований Общества изучения Амурского края обнаружила, а затем обследовала и идентифицировала затонувший объект именно как 208-й номерной миноносец типа «Пернов».
В экспозиции представлены артефакты, поднятые водолазами с затонувшего миноносца, фотографии экспедиций, чертежи корабля. Казематы Ворошиловской батареи как место для выставки выбраны не случайно. Именно отсутствие к началу Русско-японской войны достаточного количества береговой артиллерии и привело к тому, что корабли неприятеля свободно крейсировали по заливу Петра Великого и наглели настолько, что сыпали в воду мины прямо напротив нынешнего кампуса ДВФУ и нового Океанариума на острове Русский, и на японских минах периодически подрывались корабли и суда, идущие во Владивосток и из него.
Опыт русско-японской войны (в т.ч. пример гибели миноносца №208) был учтен впоследствии инженерами Владивостокской крепости и Тихоокеанского флота, в результате Владивосток получил множество новых оборонительных сооружений и береговых артиллерийских батарей, в том числе Ворошиловскую — самую мощную стационарную башенную батарею тихоокеанского побережья России, сообщают «Новости Владивостока».
Мемориальный комплекс «Ворошиловская батарея» на острове Русский работает ежедневно с 09.00 до 17.00, кроме понедельника и вторника. Цена билета — 100 руб., детский — 50 руб. Телефон: (423) 221-64-92.
Напомним, что в мае 2013 года лекция «Миноносец 208. Погружение в историю» прошла в Краевой публичной библиотеке имени М. Горького. Ее провели специалисты из секции подводных исследований приморского краевого отделения Русского географического общества — «Общества изучения Амурского края». Лекция была посвящена российскому миноносцу номер 208, который 4 июля 1904 года подорвался на мине в районе острова Скрыплёва недалеко от Владивостока.
За то время, что прошло с момента гибели корабля, предпринималось несколько попыток его подробного изучения и даже подъема, однако все они ничем не завершались. В июле 2011 года специалисты из «Общества изучения Амурского края» смогли подробно обследовать корабль, сделать качественную фото- и видеосъемку и поднять некоторые артефакты. Об этом и рассказали жителям и гостям Владивостока на лекции, пишет «Приморский репортер».
Миноносец 208 был спущен на воду 28 октября 1897 года и введен в эксплуатацию в 1899 году. Он входил в Первую Тихоокеанскую эскадру Сибирской военной флотилии. Основные характеристики это корабля (который по праву можно считать «дедушкой» торпедных катеров): водоизмещение 120 тонн, длина 42 метра, ширина 4,5 метра, осадка 2,06 метра, двигатели — две вертикальные паровые машины тройного расширения с двумя котлами мощностью 1460 лошадиных сил, скорость хода 17,3 узла, дальность плавания — 550 миль. Он оснащался двумя пушками небольшого калибра и тремя 381-миллиметровыми торпедными аппаратами. Как рассказали на лекции, 208-й и другие российские миноносцы того времени представляли собой суда с большими недостатками, в частности они обладали плохой мореходностью.
Их главным предназначением было развить как можно большую скорость, выпустить торпеды по противнику (при этом торпеды того времени были весьма «капризными» и очень ненадежными) и быстро скрыться. 208-й миноносец имел броню толщиной всего лишь несколько миллиметров, в то время как суда, против которых ему предстояло действовать, порой имели броню толщиной в несколько метров и гораздо более мощное артиллерийское вооружение.
Стоит отметить, что за некоторое время до подрыва миноносца 208 наблюдатели на острове Русский отмечали, что видели японские корабли, которые чем-то занимались ночью вблизи Владивостока. При этом они даже слышали всплеск воды, который недвусмысленно давал понять о сбросе в воду мины. Однако на эти сообщения должным образом не прореагировали и не проверили акваторию на наличие мин, послав 208-й и еще несколько миноносцев для патрулирования в туманную погоду. Это патрулирование стало для корабля роковым — он затонул у острова Скрыплева, один человек погиб, а еще пятеро получили ранения. Миноносец тонул несколько минут, за которые матросы и офицеры (экипаж корабля насчитывал 24 человека) смогли спасти довольно много ценного имущества. Интересно, что в машинном отделении все это время матросы делали все возможное для того, чтобы не взорвались котлы, а последним судно покинул его капитан, спрыгнув в воду без спасательного жителя (его он передал матросу).
По словам представителей «Общества изучения Амурского края», удачная находка 208-ого миноносца оказалась настоящей удачей — корабль удалось обнаружить с помощью эхолота. Они отметили, что район, где затонул корабль, находится недалеко от весьма оживленной зоны Уссурийского залива, где проходит внешний рейд и где многочисленные суда направляются в бухту Золотой Рог, на дне там очень много объектов. Кроме того, этот район крайне неудобен для поисковиков-дайверов — из-за очень сложных гидрологических условий — там практически всегда дуют сильные ветра и сохраняется плохая видимость под водой.
Судно находится на глубине около 30 метров. В настоящее время на дне остались главным образом лишь детали, которые выполнены из цветных металлов, так как морская вода за 108 лет «съела» все остальное. Поисковикам удалось обнаружить пулемет «Максим», который, на удивление, хорошо сохранился внешне, однако при попытке поднять его под водой он в буквальном смысле переломился на части. Такая участь может постичь и другие артефакты, которые сейчас лежат на дне.
В то же время представители «Общества изучения Амурского края» отметили, что необходимо позаботиться об их сохранности, чтобы защитить остатки погибшего корабля от разграбления. По их словам, приморские чиновники не спешат содействовать в регистрации 208-ого миноносца в качестве объекта культурного наследия, ссылаясь на то, что такой практики в России пока нет. Существует вариант использования 208-ого как подводного музея, однако вряд ли в этом районе получится проводить постоянные экскурсии из-за сложных условий для дайверов. Наконец, один из предпочтительных вариантов — поднятие некоторых артефактов и передача их в Музей Тихоокеанского флота, где готовы с использованием уже имеющихся экспонатов сформировать большую выставку, посвященную русско-японской войне. Однако для этого необходимо убедиться в том, выдержат ли детали корабля эту процедуру.
Добавить комментарий