Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами в России может привести к росту коррупции — эксперт
В мероприятии приняли участие депутаты Государственной Думы, представители отраслевых и региональных министерств и ведомств, администраций субъектов Федерации, общественности и управляющих организаций в сфере ЖКХ.
Со вступительным словом выступила председатель комитета по жилищной политике Галина Хованская. В ее выступлении для широкого обсуждения был представлен законопроект «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации», вводящий обязательное лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами.
В поступившем в Государственную Думу документе говорится, что все управляющие организации должны получить лицензию на дальнейшую свою деятельность на рынке жилищных услуг. Прежде всего претенденты должны сдать соответствующие экзамены на профессиональную пригодность и получить квалификационный аттестат. Допускаться к экзаменам будут только те организации, информация о которых не содержится в реестре дисквалифицированных лиц. Согласно законопроекту, с 1 мая 2015 г. планируют ввести полный запрет на управление многоквартирным домом без лицензии и аттестата. Сторонники законопроекта полагают, что лицензирование станет механизмом, позволяющим бороться с недобросовестными управляющими организациями, – на заседании прозвучали и противоположные мнения.
По словам Галины Хованской, на сегодняшний день в сфере ЖКХ остро стоит ряд проблем: во-первых, — состояние жилищного фонда; во-вторых, – низкий профессиональный уровень занятых в управлении жилищным фондом специалистов. Именно эти моменты, как считает эксперт, привели к обострению ситуации на рынке управления недвижимостью и в ЖКХ в целом. Не исключено, что с вводом лицензирования ситуация в сфере ЖКХ может только усугубиться.
Ранее Галина Хованская уже отмечала возможные последствия лицензирования. В частности она сказала, что с вводом лицензирования «чиновники получат прекрасный инструмент для освобождения ниши для организаций, аффилированных с властями, у которых, конечно, проблем с лицензией не будет». Кроме того, данный механизм «позволит выбить с рынка только начавшие вставать на ноги управляющие компании, не говоря уже о ЖСК и ТСЖ».
Впрочем, другие эксперты в сфере ЖКХ считают, что введение лицензирования создаст дополнительные административные барьеры и приведет к сращиванию бизнеса и власти. Директор фонда «Институт экономики города» Сергей Сиваев считает, что нужны не бесконечные меры административного контроля, а стимулы повышения эффективности деятельности через энергосбережение, повышение энергоэффективности домов. Например, нужны программы государственной поддержки по привлечению кредитных средств в энергоэффективную модернизацию домов, важно стимулировать заключение договоров управления с обязательствами по энергосервису. На сегодняшний день, отмечает специалист, порядка 80% сборов идет на коммунальные платежи, оставшиеся — на содержание жилья (ремонт, уборку и т.д.).
Глава комиссии Общественной палаты по местному самоуправлению и жилищно-коммунальной политике Светлана Разворотнева отметила другой момент, который не учитывается законопроектом: «С введением штрафов для управляющих организаций нужно ввести и ответственность для потребителей, которые годами не платят за услуги». Более того, если начать применять штрафы к лицензированным организациям, то это только приведет к повышению расценок на их управление, — отметил Сергей Сиваев. А повышение расценок на управление напрямую скажется на потребителе.
По итогам парламентских слушаний большинство участников пришли к выводу, что введение лицензирования в таком виде чревато негативными последствиями в первую очередь для потребителя. – На законодательном уровне отсутствуют четкие требования не только к деятельности управляющих многоквартирными домами, но и к самим собственникам МКД, — отмечает член рабочей группы экспертного совета при правительстве РФ по вопросам ЖКХ, генеральный директор коммерческого партнерства «ЖКХ-Групп» Борис Гладких. – В случае отсутствия решений по уже имеющимся вопросам, связанным с реализацией действующего законодательства в жилищной и коммунальной сфере, а также при условии принятия обсуждаемого проекта закона о лицензировании по управлению МКД, все дальнейшие действия управляющих организаций будут проводиться под давлением административного ресурса и иметь направленность на работу с предписаниями органов Государственного жилищного надзора. В свою очередь, потребитель и дальше будет оставаться в стороне от вопроса управления МКД.
Участники парламентских слушаний, обсудив весь спектр вопросов управления многоквартирными домами и положения законопроекта, выработали ряд рекомендаций в адрес правительства и Государственной Думы, сообщается в пресс-релизе СРО «НП «ЖКХ-групп».
Добавить комментарий