Рыбный кластер, создаваемый в бухте Суходол, что на юге Приморья, должен обладать преимуществами перед зарубежными конкурентами из Южной Кореи и Китая. Иначе нечего будет перерабатывать
Японский исследовательский институт Номура разрабатывает для Приморья концепцию создания рыбопромышленного комплекса. Первый этап работ завершен. Публичные слушания концепции прошли во Владивостоке 20 мая., передает ДВ — РОСС.
По словам старшего консультанта института Номура Ямады Хеидуки, разработка концепции состоит из трех этапов. На первом, который только завершился, создатели отвечают на вопросы «Что?» и «Где?» А уже в конце июня нужно будет представить технико-экономическое обоснование создания кластера и определить, как привлекать клиентов.
Выбирали место для создания комплекса из 16 вариантов по десяти критериям. Это вопросы, связанные с правами и состоянием землепользования, экологической средой и природными условиями. Играла роль близость к рынкам, оценка и близость инфраструктуры, наличие рабочей силы, потенциальные расходы на развитие площадки. В тройку лучших мест кроме Суходола вошли бухта Пяти охотников и поселок Славянка. Площадь ключевых объектов кластера составит 40-50 гектаров, в целом же он займет около 200 гектаров.
Самой важной частью публичных слушаний стали вопросы от экспертов, собравшихся в зале. Вот некоторые из них.
Депутат Думы города Александр Юртаев поинтересовался, почему бы не использовать возможности, которые существуют во Владивостоке и поблизости. Ведь в краевом центре есть и рыбный порт, и «холодильники». «Были планы эти мощности развивать в районе Надеждинска, Артема. Об этом говорил и губернатор края», — отметил народный избранник.
Ответил ему Ямада Хеидуки, старший консультант Токийского офиса АО «Исследовательский институт Номура»: «Мощности перерабатывающей промышленности существуют в разных местах. Мы решали: создать новое ядро или использовать имеющиеся средства. Во втором случае важно было бы соотнести наши планы с уже существующими имущественными и иными правами. Мы исходили и из того, что создание комплекса не должно как-то негативно сказываться на существующем бизнесе. Создаваемый проект должен быть связан экономически с уже существующими предприятиями. Надо смотреть, как бизнес может участвовать в таком проекте, как предприниматели могут объединять усилия».
Вице-губернатор Приморья Сергей Сидоренко посоветовал сравнивать себя с конкурентами — Китаем, Южной Кореей. «Они уже создали по несколько кластеров и планируют создать в ближайшие годы по три-пять. Модернизировать и увеличить миллионные емкости холодильников, чтобы создать для рыбодобывающих компаний хорошие условия. А мы построили 40 лет назад холодильные мощности, которые приморский флот заполняет за неделю. В Корее, Китае создается порт – вокруг него 15-20 лет вырастает новый город, тот же Пусан тому пример. Мы же говорим: нет, Владивосток! А почему не создавать новый город?»
Владимир Нагорный из краевой профсоюзной организации рыбаков напомнил собравшимся, что в бухте Суходол проектируется угольный терминал, «а в 40 километрах южнее, в бухте Сысоева, — центр по переработке ядерных отходов. Одним из способов переработки будет их сжигание». Японские эксперты в ответ сказали, что о строительстве терминала узнали уже после того, как начали заниматься проектом. И, хоть места у терминала и рыбного кластера будут разные, все равно беспокоятся за состояние окружающей среды. Исследования будут продолжать, но ждут мнения краевых властей.
Разработчики утверждают, что с созданием кластера условия доставки российской рыбопродукции и ее переработки на нашей территории станут благоприятными. Президент Ассоциации добытчиков минтая Герман Зверев, как и его коллеги, обеспокоен административными барьерами в сфере пограничного и ветеринарного контроля. Директор Инвестиционного агентства Приморского края Андрей Аксенов с мнением соглашается и говорит, что новый комплекс должен будет обладать преимуществами перед зарубежными конкурентами. В частности, меньшими административными барьерами.
Президента Ассоциации производителей рыбоперерабатывающего оборудования Сергея Лелюхина волнует «профильный» вопрос: будет ли на 200 гектарах кластера место для производства техники? Или работать будут на импортных машинах — в частности, на японских?
«Мы должны выходить за пределы только рыбопереработки и принимать во внимание другие аспекты — например, научные разработки. Конечный результат третьего этапа — создание предложения, адресованного потенциальным инвесторам. Мы активно ведем деловые интервью с представителями этих компаний, в том числе и японских. И не слышим от них стремления поставлять туда только свое оборудование, — говорит господин Ямада. — Много сил потребует часть, связанная с обеспечением ресурсами — создание водоснабжения, водоотведения… В этом мы видим большой потенциал для российского бизнеса».
В борьбе за рыбный кластер Суходол уверенно обошел районы бухт Нарва, Перевозной, Безверхово. Эколог, доктор геолого-минералогических наук, профессор Борис Преображенский удивляется: «В устье реки Нарва есть нерестилище пеленгаса, красной рыбы! Это основной генетический материал для снабжения двух рыбозаводов — Рязановского и Барабашевского. Там есть поселок со свободной рабочей силой, где люди тоже без работы…».
Представители ДНИИМФ, которые также участвуют в создании концепции кластера, Бориса Владимировича «успокаивают»: он перечислил как раз те причины, по которым в Нарве строить нельзя. Ведь в бухте придется все перекопать, подвести железную дорогу, не оставить сопок вокруг, сделать углубления, чтобы подходил флот. Да и электроэнергию туда придется «тащить» из Артема… Профессор Преображенский смеется: «Я думал, вы строите. А вы, оказывается, разрушаете!».
«В проектном кластере предусмотрено развитие логистического комплекса: постройка нового порта, холодильников, железной и автомобильной дорог. Запрашивали ли исполнители информацию о существующих в сфере рыбной логистики предприятий (порты, владельцы судов-перегрузчиков, железнодорожные перевозчики), чтобы определить «узкие места»? В проекте говорится о нехватке мощностей холодильников, морских портов, специализированного передвижного состава. Мне интересно, на основании каких данных это утверждается», — спрашивает Денис Сарана, директор Владивостокского морского рыбного порта. Господин Ямада отвечает: чтобы создать логистику, увеличить количество душевого потребления продуктов, необходим транспорт: «В этом случае и позиция РЖД является ключевой для развития не только края, но и всего Дальнего Востока. Компания является монополистом, и это заставляет нас прилагать к сотрудничеству максимальные усилия. Мы проводим с японскими компаниями обсуждения. И те, кто имеет отношение к рыбной промышленности, говорят, что рыболовные суда в России устарели, требуют модернизации и находятся не на лучшем уровне».
Одна из самых острых проблем, которую озвучили участники слушаний, — нехватка кадров. Главный научный сотрудник Океанологического института ДВО РАН, профессор ДВФУ и Дальрыбвтуза Владимир Раков отмечает, что 2000 рабочих мест, которые обещают предоставить на комплексе, просто некому будет занять. «Я полагаю, по большей части это – специалисты, а не просто люди с ножами, которые вспарывают рыбе брюхо. Квалифицированных специалистов у нас готовят Дальрыбвтуз и в какой-то степени ДВФУ. Буквально штучно выходят и технологи, и ихтиологи. На их подготовку уходит по 4-6 лет. Сделан ли соцзаказ на подготовку специалистов высшей квалификации для работы в рыбном кластере? Или это будут приезжие кадры?». Создатели концепции парируют: во-первых, 2000 человек — это за всё про всё (то есть и на хранение, и на переработку, логистику, исследовательские работы), и не обязательно на 100% дипломированные специалисты. А во-вторых, дело только начинается, сейчас надо решить, «быть или не быть», а для социального заказа еще рано. VL.ru
Добавить комментарий