Во Владивостоке открылась выставка известных дальневосточных художников — Кирилла Шебеко, Ивана Рыбачука и Вениамина Гончаренко
Здесь работы абсолютно разных лет. Натюрморты, портреты, пейзажи и очень много редких для современной живописи картин бытового жанра. Кирилл Шебеко, Иван Рыбачук и Вениамин Гончаренко считаются классиками советского реализма. Все три художника уже ушли от нас. Их работы составляют «золотой фонд» Академии искусств, Союза художников. Более того — они были столпами художественного образования на Дальнем Востоке.
«Это подарок для нас и для студентов. Перед пленэром посмотреть лучшие работы вживую, поучиться, — говорит декан факультета живописи ДВГАИ Наталья Попович. — Наш факультет обязан жизнью этим художникам. Ни одной защиты не прошло без Ивана Васильевича Рыбачука, который выходил в своем красном галстуке и мог любого двоечника даже «вытянуть» на четверку…»
Искусствовед Ольга Зотова, один из кураторов проекта, отметила, что составить экспозицию было непросто. «Впервые работы развешаны не вперемешку, а каждому из художников отдан зал. И каждый зал сопровождается отдельным текстом. Выставка состоит из работ, которые сейчас хранятся у наследников», — рассказала Ольга Ивановна. И пригласила открыть выставку дочерей художников Ольгу Кирилловну и Лилию Кирилловну Шебеко, Яну Вениаминовну Гончаренко, Марию Ивановну Рыбачук, внучку Кирилла Шебеко Марию Холмогорову (она пошла по стопам деда и стала художницей) и жену Ивана Рыбачука Лидию Иннокентьевну.
Воспоминания Лилии Шебеко об отце все собравшиеся на вернисаже слушали, затаив дыхание. Она даже зачитывала выдержки из дневника Кирилла Ивановича, в котором он рассказывает о том, как приходилось мерзнуть и мокнуть под дождем на этюдах на Чукотке, как из-за плохой погоды «застревали» в тундре на три дня, оставались без хлеба, шагали пешком по 35 километров с этюдниками, красками, холстами, кисточками…
«Это прежде всего — советские художники, для которых, как говорил искусствовед Виталий Кандыба, все советское было родной стихией. Они любили Родину, защищали ее от немецкого фашизма и японского милитаризма, — рассказывает Лилия Кирилловна. — Их искусство было пронизано гражданственностью и гуманизмом, оно прославляло созидательный труд и человека труда… Эти художники не засиживались в мастерских, они постоянно ездили на этюды — как сейчас говорят, на пленэры. «Отец на этюдах» — постоянно слышала я. И знала, что это означает, что отец уехал на природу, чтобы увидеть людей труда, отправился на путину с китобоями, рыбаками, краболовами. Поехал на Даманский во время трагических событий 1969 года. Это значит, что он уехал на БАМ — стройку века, как тогда говорили. Это значит, он с этюдником прошел Сахалин и Курилы, Чукотку и Камчатку, осваивая «художественную неподнятую целину»…» На этюды эти художники ездили до глубоких седин — недаром их называли «рыцарями натуры».
В 2004 году ушел из жизни Кирилл Иванович. В 2008 году мы попрощались с Иваном Васильевичем. А в прошлом году нас покинул Вениамин Алексеевич. Родные и близкие, друзья и коллеги художников говорят, что сейчас на зданиях Академии искусств, Художественного училища, Союза художников нужно установить мемориальные доски. Их поддерживает правление Союза — дело стало только за решением администрации города, сообщают «Новости Владивостока».
Добавить комментарий