Дальневосточному подводному поиску — 50 лет
Участники проекта общественных подводных исследований во Владивостоке дали пресс-конференцию, на которой рассказали о своей работе и найденных артефактах. По официальным данным, в акватории залива Петра Великого можно найти около 50–55 затонувших объектов. Сейчас на счету участников проекта такие находки, как шхуна «Восток» и крейсер «Изумруд». Помимо этого, подводники признались, что нашли трагически известный пароход «Индигирка» — тот самый, на котором перевозили заключённых. Как известно, он потерпел крушение в 1939 году, унеся жизни почти 750 человек. Об этом передает ДВ-РОСС.
«Проблема в том, что было две «Индигирки». Одна 1886 года – английская. Другую построили в 1919 году в Америке — как раз она и стала героиней этой трагедии. С ними очень запутанная история. Проблема в том, что они обе эксплуатировались в одно и то же время на Дальнем Востоке. Предположительно, мы нашли ту самую. Мы к ней ныряли – сохранился кусок кормы с винтом и проводка труб. Будем ещё нырять, чтобы выяснить точно», – рассказал участник проекта Игорь Неупокоев, которого цитирует «Приморье»-24.
У дальневосточного подводного поиска – полувековая история. Активно поисковые секции работали в 1980-х годах. В 1990-е годы движение сошло на нет. И только в 2011 году, когда возле о-ва Скрыплёва дайверы нашли знаменитый миноносец №208, «подводники» вновь объединились под флагом Русского географического общества. Новая группа была создана по инициативе краеведа Романа Фадеева.
«Подводные исследования – вещь достаточно дорогостоящая. Например, лодку нанять на остров Карамзина, чтобы просто сходить и нырнуть, стоит не один десяток тысяч рублей. Плюс оборудование дорогостоящее, время – всё это сейчас ложится на наши плечи. Это общественные подводные исследования. Один из принципов общественных проектов – бескорыстный труд. В принципе, в прошлом году в Обществе изучения Амурского края появился попечительский совет, который возглавляет мэр Владивостока Игорь Пушкарёв. И мы надеемся всё-таки получить какое-то финансирование в этом году», – прокомментировал Роман Фадеев.
На пресс-конференции был представлен уникальный документ — карта кораблей, затонувших у дальневосточных берегов, а также элементы этих артефактов.
По словам Романа Фадеева, сейчас останки миноносца №208 являются единственным подтверждением статуса Владивостока как города воинской славы. Этот объект имеет очевидную историческую ценность. Однако сейчас он находится под водой и не защищен от вандалов, которые беспрепятственно уничтожают не только этот, но и другие объекты. Так, один из самых знаменитых кораблей Дальнего Востока — шхуна «Восток», останки которой находятся на небольшой глубине в 4-5 метров, беспрепятственно расхищается «металлистами».
«В России нет прецедента по использованию подводного культурного наследия, как вообще нет такого понятия. Поэтому мы не можем законодательно запретить поднимать оттуда металл и другие артефакты. В этом году будут рассмотрены изменения к федеральному закону №73, предложенные Морской коллегией, которые бы регламентировали порядок обращения с объектами культурного подводного наследия. Надеемся, что ситуация изменится и мы сможем их защитить», — рассказал Роман Фадеев, которого цитирует APR PRESS.
Тем не менее, пока у них нет даже места, где бы хранились артефакты, поднятые с морского дна. Некоторые из них временно хранятся в филиале музея Тихоокеанского флота, в музейном комплексе «Ворошиловская батарея» на острове Русский.
Как считает специалист, затонувшие корабли должны оставаться там же, где они находятся сейчас – под водой. Поднять их со дна и законсервировать, чтобы превратить, например, в наземный туристический объект — вещь крайне дорогостоящая, вопрос консервации металлических изделий в нашей стране не проработан. К тому же, говорит исследователь, нужно реально представлять размеры объектов. К примеру, миноносец №208 весит 70 тонн и в длину составляет 40 метров.
Всего, как рассказали исследователи Игорь Неупокоев, Владислав Купчик и Роман Фадеев, от берегов русской Америки до юга Приморского края описано порядка 700 случаев русских кораблекрушений. Однако, уточнили дайверы, точное число кораблей неизвестно, их четкой систематизации до сих пор нет.
Этим летом дайверы-любители собираются обследовать акваторию острова Карамзина, где в 1939 году ушел под воду пароход «Индигирка», предположительно тот самый, с которым погибло 750 человек. Исследователи также совершат погружения у мыса Вятлина (остров Русский), где попытаются найти останки итальянского парохода «Люция-Виктория», который в 1906 году шел к порту Владивосток, в тумане наскочил на камни и затонул. Кроме того, интерес для дайверов представляет затонувший в бухте Спокойная недалеко от г. Находка гидросамолет «Каталина».
Сейчас целью приморских исследователей является объединение любителей, интересующихся историей и краеведением, в том числе из других субъектов Дальнего Востока. «Наш край уникален, и его история не всем хорошо известна. Надеемся, наша работа внесет вклад в изучение Приморского края», — считают исследователи.
Дополнительная информация о затонувших кораблях доступна здесь.

Добавить комментарий