На фестивале «Послание к человеку» представят пострадавшие от советской цензуры фильмы
Когда государство активно вмешивается в процесс создания кинематографа, доводя до абсурда свои претензии к творцам, хочется спросить: а судьи кто? И почему именно те картины, которые так активно «топили» чиновники из ЦК КПСС, КГБ, Госкино и прочая, теперь относят к шедеврам мирового киноискусства? Программа «Истерзанное кино» фестиваля «Послание к человеку» отстаивает идею уникальности авторского высказывания, которое проходит сквозь время, возвышаясь над суетой кабинетных истерик, увядших идеологий и пропагандистских потуг. Об этом передает ДВ-РОСС.
«Советская цензура насаждалась сверху. Она была бюрократическим порождением правящего режима, прямым детищем его идеологии и институтов власти», — Валерий Фомин, НИИ киноискусства, г. Москва.
«Программа игровых фильмов режиссеров бывших советских республик, чьи творения попали под особое, пристальное наблюдение со стороны советской бюрократической машины. У этих фильмов, как и у режиссеров, разные судьбы. Некоторые вообще не дошли до проката, другие вышли крайне ограниченным тиражом, иные лежали «на полке» десятилетиями, а режиссеров заставляли делать бесконечные купюры», — куратор программы Александр Марков.
Сергей Параджанов, Юрий Ильенко, Лариса Шепитько, Андрей Смирнов, Кальё Кийск и многие другие были вынуждены защищать своих муз, проходя большие и малые круги советского бюрократического ада.
«Родник для жаждущих» — дебют в режиссуре кинооператора Юрия Ильенко и поэта-сценариста Ивана Драча. Картина, снятая в 1965 году, вышла в прокат только 22 года спустя. Кинокопии были арестованы и смыты. Поэтический киноязык оказался враждебен идеологии ЦК КПСС. Юрий Ильенко как оператор снимал «Тени забытых предков» Сергея Параджанова на киностудии им. А. Довженко в 1964 году. Единство и борьба взглядов двух кинематографистов очевидна.
Следующим фильмом «Саят-Нова» («Цвет граната») Сергей Параджанов буквально распахивает окно в новаторский стиль визуальной кинопоэзии. Но за право свободного высказывания режиссера-поэта заставляют платить. В 1972 году им уже занимается председатель Комитета госбезопасности Юрий Андропов. А в 1973 году Сергея Параджанова арестовывают. Самобытное «поэтическое кино» для советских цензурирующих инстанций — словно красная тряпка для быка. Кира Муратова требует снять свою фамилию из титров фильма «Среди серых камней», поскольку в ее картину вмешиваются, искажают. Таким образом в титрах фильма появляется псевдоним — Иван Сидоров.
Альманах «Начало неведомого века» (режиссеры Андрей Смирнов, Лариса Шепитько) задумывался как панегирик к юбилею Октябрьского переворота, а получилась — эпитафия. В итоге альманах положили на полку.
С 15 по 30 сентября в киноцентре «Родина» работает выставка плакатов из архивов Музея кино.
Кинопоказы в рамках спецпрограммы:
21 сентября в 19:00, киноцентр «Родина» — «Среди серых камней», реж. Кира Муратова. Встреча с писателем Ириной Изволовой.
22 сентября в 19:00, киноцентр «Родина» — «Безумие», реж. Кальё Кийск
23 сентября в 15:30, киноцентр «Великан» — «Родник для жаждущих», реж. Юрий Ильенко
24 сентября в 19:30, киноцентр «Великан» — уникальная возможность увидеть «Цвет граната», реж. Сергей Параджанова в впервозданном виде. (Кинофонд «Проект мировое кино» под председательством Мартина Скорсезе, синематека в Болонье и L’Immagine Ritrovata инициировали проект по восстановлению первоначальной версии картины Сергея Параджанова «Цвет граната» («Саят Нова»)
25 сентября в 19:00, киноцентр «Родина» — «Начало неведомого века», реж. Андрей Смирнов
23 сентября в 17:00 в киноцентре «Великан Парк» (Александровский парк, д. 4/3) в рамках программы «Истерзанное кино: под скальпелем советской цензуры» начнется «круглый стол» «А судьи кто?»… Государственная цензура в советской и российской кинематографиях».
Механизмы фильтрации «опасных» для имиджа государства проектов. Какие цензурные установки озвучивает государство, финансируя кинематограф? Что такое явная и мнимая цензура? Знает ли автор о чем можно говорить, а о чем не стоит?
Президиум
Андрей Смирнов (режиссер)
Аскольд Куров (режиссер)
Виктор Матизен (киновед)
Ирина Изволова (киновед)
Валерий Фомин (киновед)
Кузин Владлен Иванович (экс-директор киностудии «Лендок»)
Карен Геворкян (режиссер)
Виталий Манский (режиссер)
Приглашенные
Андрей Шемякин (тележурналист)
Сергей Овчаров (режиссер)
Студенты мастерской Марины Разбежкиной
Александр Поздняков (киновед)
Tue Steen Müller
Angelika Eder (директор Института Гете)
Redenta Maffettone (Итальянский институт культуры в Санкт-Петербурге)
Serena Coletto (Итальянский институт культуры в Санкт-Петербурге)
Элизабет Маршан (отборщик Docpoint)
Тася Круговых (режиссер)
Алина Рудницкая (режиссер)
Андреа Беттинетти (режиссер)
Светлана Стасенко (режиссер)
Тамара Дондурей (режиссер)
Светлана Стрельникова
XXIV Международный кинофестиваль «Послание к человеку»:
Сроки проведения «Послания к человеку» — с 21 по 27 сентября 2014 года. В 2014 году конкурсные показы фестиваля впервые полностью будут представлены одновременно и в Санкт-Петербурге, и в Москве, в «Центре документального кино». Первый международный фестиваль документального кино в нашей стране «Послание к человеку» – это фильмы более чем из 87 стран мира, ярчайшие «звезды» мирового кино, такие как, например, Алехандро Ходоровски, Андерс Остегаард, Билл Плимптон, фестивальные хиты последнего года из Канн, Берлина и других крупнейших киносмотров, мастер-классы оскароносных режиссеров, игровое, экспериментальное, анимационное, и, конечно, лучшее документальное кино.
Международный фестиваль документальных, короткометражных игровых, анимационных и экспериментальных фильмов «Послание к человеку» проходит в Ленинграде-Петербурге с 1989 года при поддержке Министерства культуры РФ, правительства Санкт-Петербурга, комитета по культуре Санкт-Петербурга. Аккредитован Международной федерацией ассоциаций кинопродюсеров FIAPF (Париж). Основан режиссером-документалистом Михаилом Литвяковым, ныне – почетный президент.
С 2010 года президент фестиваля – режиссер документального и игрового кино, Народный артист России Алексей Учитель.
География фестиваля, состав участников, конкурс, который сочетает в себе документальные, анимационные и короткометражные игровые картины, отличает «Послание к человеку» от множества других кинособытий России. Качество отбора картин для показов остается визитной карточкой фестиваля. В фестивальной программе традиционно представлены разные жанры, стили, настроения, от фильмов традиционной эстетики до смелых визуальных экспериментов.
«Послание к человеку» — это отражение различных явлений нашей жизни, осмысление окружающей действительности посредством авторского кино. Помимо международного и национального конкурсов с 2011 года фестивальная программа «Послания к человеку» включает конкурс экспериментальных фильмов «In Silico». С 2012 года фестиваль также представляет петербуржцам неделю документального театра, сообщается в пресс-релизе фестиваля.
Добавить комментарий