Во Владивостоке прошел фестиваль «Мое кино»
В четвертом фестивале-конкурсе короткого метра «Мое кино», который прошел во Владивостоке, приняли участие почти 50 работ приморской молодежи. Шесть из них стали победителями в различных номинациях. Как сообщили в департаменте по делам молодежи администрации Приморья, в конкурсе приняли участие ребята со всего края. Об этом передает ДВ-РОСС.
«В своих работах молодежь региона затронула проблемы экологии, социальной незащищенности детей-сирот, рассказала об истории человеческих отношений во время Великой Отечественной Войны. Заявленные киноработы ребят были представлены на качественно высоком уровне», — рассказал директор департамента Александр Кайданович.
В итоге на суд зрителей и компетентного жюри было представлено 12 творческих киноработ.
Приз зрительских симпатий, который прошел путем SMS-голосования, получила работа «Обыкновенная история» Яны Заволока из Владивостока.
В номинации «Лучшая женская роль» выиграла Елена Зенина из Находки, а «Лучшую мужскую» получил Дмитрий Егоров из киноленты про Великую Отечественную войну «Д.Е.М.» режиссера Евгения Шибе из Владивостока.
Лучшим оператором, по мнению жюри, стал Константин Соколов из Владивостока, а тему социального кино, качественно и интересно преподнес Александр Фазлымов из Дальнереченска в работе «Город моей мечты».
Победителями четвертого кинофестиваля стали Николай Лоншаков и Николай Рыбак из творческой владивостокской группы «Мураед» с работой «Куда плывет русалка» — настоящая сага о городе у моря, сообщается в пресс-релизе администрации Приморья.
Другие представленные на конкурс работы
Корреспондент «Русской планеты» Татьяна Дубко посмотрела несколько фильмов-участников и увидела, что чаще всего авторы снимают сам город, любовь и море.
Средний возраст кинематографистов, подавших заявки — 14–30 лет.
– Любому режиссеру зритель нужен как воздух, — говорит Илья Федоров, заведующий методическим отделом Приморского краевого центра народной культуры. — Где начинающий кинематографист может показать свою работу? Тут два варианта: или дома в кругу близких, или устраивать частный показ. А если кино всего на две минуты? Вот, например, расценки: аренда эфирного времени на одном из местных телеканалов стоит около 50 тысяч рублей, а зал в кинотеатре заказать — так вообще больше 100 тысяч выйдет. У авторов, которые и кино-то снимают исключительно на свои деньги, лишних средств, естественно, нет. И тут выручают такие платформы, как наш кинофестиваль.
В этом году ограничивать участников фестиваля «Мое кино» конкретной темой не стали. К главной номинации «игровое кино» добавили экологическую и социальную тематики.
Фестиваль проходит четвертый год. Картины отбирают по нескольким критериям: обязательно игровое, недокументальное кино хронометражом не больше 20 минут — чтобы зрители не устали за день показа. И главное требование — «чтобы цепляло».
– Первый фестиваль был ближе к авангардному, экспериментальному кино, — вспоминает член жюри, старший научный сотрудник Приморского краевого музея имени Арсеньева, руководитель проекта «Синематека» Дмитрий Рыкунов. — Порой создавалось впечатление, что для обычной человечной истории даже места нет. Это настораживало. Но к четвертому фестивалю многое, к счастью, изменилось. Появилось разнообразие: и мультипликация, и батальные картины, и попытка поэкспериментировать под музыку. Но для меня как человека, который просмотрел много кино, важно, чтобы в ленте была интересная история, так же интересно поданная. Я смотрю на работы, как зритель. Ведь кино и должно ориентироваться не на критиков, а на обычного зрителя.
– А есть ли свой стиль у приморских режиссеров?
– Хотелось бы так думать, — уклончиво отвечает Рыкунов. — Есть одна закономерность: во многих картинах присутствует море. Хотя кино — универсально. И делить его и зрителя по регионам считаю неправильным.
«Муки творчества»
Дебютная картина первокурсника Дальневосточной академии искусств Артура Авару. Это история о творческом поиске. С первых кадров автор задается вопросом: «С чего все начинается?» За 12 минут главный персонаж — писатель — переживает все стадии муки творчества: гипнотизирует пустой лист, бродит по комнате, бьется головой о стену, ищет вдохновения в черном квадрате и собственном отражении, прячет подальше в шкаф часы, которые напоминают об утекающем времени, и даже задумывается о смерти. Эмоций в картине — минимум. Душевные страдания передает обстановка: пустая комната, пустой шкаф, стул, стол, ручки и лист бумаги.
Но как только герой приходит к озарению, он оказывается на берегу моря рядом с Истиной — одушевленной героиней короткометражного фильма. Это кино с вопросом о том, испытывал ли такие же терзания Создатель.
Эта картина уже участвовала в московском фестивале «Вижу Бога». В августе 2014-го она вышла на большой экран. Сам автор на кинопоказ попасть не успел и очень переживал, что так и не увидел первую реакцию зрителя.
«Муки творчества» Артура Авару — не только режиссерский, но и операторский дебют. Он и сыграл в фильме сам: по его словам, 80% съемочного времени снимал сам себя на обычную «мыльницу» Panasonic.
– Мне было интересно, смогу ли я раскрыть тему при ограниченности пространства и героев: один актер — одна комната, — комментирует автор фильма Артур Авару. — В первой версии фильм был на три минуты дольше. Но когда его посмотрела моя мама, она спросила: «Артур, может пора завязывать?» Пришлось переделать. В этой работе я выразил философию пустоты и чистоты, ведущей к рождению чего-либо. Это перемешалось еще и с моим внутренним видением того, что есть Бог. Для меня море — мировая душа. Стоя на берегу, понимаешь: ты — маленький человек, песчинка перед необъятным. И такое же необъятное должно быть и в жизни. Поэтому писатель в конце не случайно приходит на берег. Это значит, он дошел до чего-то высокого, духовного, попал к мировой душе.
«Обыкновенная история»
В центре внимания два героя: Он и Она. Они знакомятся случайно через book-crossing (всеобщий обмен книгами, когда человек, прочитав книгу, оставляет ее в общественном месте для других читателей). В итоге, как и полагается, любовь навечно. Самая обыкновенная история, романтичная, наивная и немного хипстерская. Автору фильма, 23-летней Яне Заволоке, явно симпатичны Камю (именно благодаря его повести «Падение» герои знакомятся) и британский рок: персонажи носят футболки Pink Floyd, а «хэппи энд» происходит под Bee Gees.
– Меня воодушевил фильм Андрея Тарковского «Каток и скрипка». Мечтаю снять нечто такое же красивое, — говорит Яна Заволока. — О чем я хотела сказать? Во-первых, это посыл к молодежи: читать модно, быть умным модно. А во-вторых, хотелось донести, что так же, как нельзя довольствоваться цитатами из книг, нельзя и жить урывками. Короткий метр — это, на мой взгляд, поле для экспериментов, для воплощения идей. От фестиваля жду прежде всего критики. Это необходимо для дальнейшего развития. Но если хоть одному зрителю понравится мой фильм, мне уже будет достаточно.
«Kuda plivet rusalko»
Черно-белый мультфильм с социальным подтекстом Николай Лоншаков и Николай Рыбак (творческая группа «Мураед») вручную рисовали три месяца. С мультяшной историей о печальной судьбе скульптуры Русалочки (она действительно стояла в акватории Спортивной гавани и рухнула на дно четыре года назад) и о национальном алкоголизме приморский зритель впервые познакомился в 2012 году на другом фестивале — «Человек и море».
Действие происходит в карикатурном городе с участием карикатурного главного героя — пьяницы, который, как на работу, ходит в пункт сдачи стеклотары и даже будильник заводит, чтобы не проспать. Но при этом каждый день он отправляется и на свидание — с каменной русалкой. До тех пор, пока однажды она не «уплывает». Финальная сцена печальна: разбитая русалочка лежит на дне моря, а рядом с ней — целая бутылка. Впрочем, как говорят авторы, они больше грустят о разбитом памятнике, нежели о пьющей нации.
«Тигр и охотник»
А эта анимационная работа группы «Мураед» посвящена живому символу края – амурскому тигру. Шестиминутный кукольный мультик аниматорам помогали рисовать дети из детского лагеря «Седанка». Это немой мультфильм под музыку Баха, со стилизованными субтитрами. Тигр — эстет, который любит цветы, а охота на него, скорее, напоминает прятки. В конце концов охотник меняет свое оружие на фоторужье и делает «победное» фото.
– В анимации есть волшебство, когда ты можешь оживить неживое. Этот процесс меня завораживал с детства, — рассказывает Николай Лоншаков. — Тогда у нас еще были пленочные камеры с функцией «Пять кадров в секунду». В реальном кино, как вы знаете, 25 кадров в секунду. Сегодня, конечно, и опыта у нас больше, и технологии другие. Это была наша инициатива — сделать мультик вместе с детьми. Ребята рисовали декорации: деревья, кустики. Мы отрисовывали персонажей. Шесть сцен анимировали в течение шести дней. И каждый раз с нами работала новая группа учеников по 10 человек, в возрасте от шести до 14 лет. Естественно, каждой новой «партии» приходилось все объяснять заново. Этот опыт был тяжелым, но интересным.
«Д.Е.М.»
Самым масштабным фильмом кинофестиваля члены жюри априори признают новую картину победителя прошлого года Евгения Шибе: в 2013-ом Гран-при взял его фильм «Нацебо». Новая военная драма «Д.Е.М.» — о Великой Отечественной. Основана на реальных рассказах реального героя. Его инициалы зашифрованы в названии: «Д.Е.М.» — Дегтярев Евгений Михайлович — ветеран из Приморья, военный разведчик, прошел всю войну, участвовал в Сталинградской и Курской битвах, освобождал Освенцим. Командиром взвода он стал в 17 лет.
В фильм вошли и документальное интервью с героем, и игровые постановочные съемки эпизода о том, как 18 советских солдат под командованием старшины Дегтярева разгромили немецкую группу из 250 человек. На съемочной площадке авторы добивались максимальной реалистичности. Поэтому зритель увидит и профессиональную операторскую работу, и достоверную актерскую игру, и качественную графику, и даже спецэффекты.
Картина длится 20 минут. За это время вместе с главным героем переживаешь и необходимость тяжелого выбора: убить или сохранить жизнь пленным немцам, — и боль утраты, и страх, и ощущение близкого конца войны, и надежду на новую жизнь. Историю любви в этой ленте режиссер добавил от себя. Говорит, для того чтобы «зритель не заскучал».
– Мне по-настоящему захотелось снять патриотичное кино. С каждым годом ветеранов остается все меньше. В Приморье их 14 человек. Имя одного из них мы и решили увековечить, — рассказывает режиссер фильма «Д.Е.М.» Евгений Шибе. — Евгений Михайлович — персона видная, много воевал. Боевой мужик, даже ходит до сих пор без палочки. Конечно, было страшно. В биографии Евгения Михайловича была и Курская битва. Но я понимал: снять достоверно такую масштабную картину в наших условиях не получится. Поэтому и выбрал более подходящий эпизод.
Во Владивостоке снять военное кино вообще практически нереально. Мы еле нашли солдатскую форму тех времен. Полгода я потратил на поиск локации. Место должно было хоть как-то походить на Восточную Европу, а не отдавать владивостокским колоритом. Снимали на Русском и в пригороде.
Эту драму мы готовили к 9 мая. Предварительно в Доме офицеров флота устроили показ для ветеранов, где и присутствовал Евгений Дегтярев. Пока шел фильм, я все время на его реакцию смотрел. Все хотел сказать, что кино — это отчасти художественная выдумка: боялся, что строго будет оценивать. В итоге Евгений Михайлович рыдал. Так растрогался, что все медали намочил. Было приятно до глубины души.
Добавить комментарий