ОТСТРАНИТЬ ПУТИНА ОТ ДОЛЖНОСТИ СОБЧАКУ РЕКОМЕНДОВАЛ ЛЕНСОВЕТ
ВЛАДИВОСТОК, 25 марта, ДВ-РОСС. В 1991-92 годах депутатами Ленсовета была создана комиссия под руководством Марины Салье для расследования деятельности Комитета по внешним связям мэрии Санкт-Петербурга, которым руководил нынешний премьер Владимир Путин. В Петербурге, где в то время не хватало продовольствия, была объявлена программа бартера «сырёе в обмен на продовольствие». Владимир Путин, а также его заместитель заключали договоры с экспортерами. В результате сырье, в частности нефтепродукты, было отправлено за границу, а продовольствие в город так и не поступило. Депутаты Ленсовета добивались отстранения Путина от должности, материалы «комиссии Салье» были переданы в прокуратуру, но полноценное расследование проведено не было.
Искать ответ на вопрос: почему «доклад Салье» не привёл к полному и объективному расследованию ситуации, сложившейся в Комитете по внешнеэкономическим связям Питерской мэрии, которым руководил Владимир Путин продолжает Радио Свобода. Интервью РС дал бывший председатель Ленсовета Александр Беляев.
— Как начиналось расследование?
— У Ленсовета по отношению к исполнительной власти были определенные контрольные функции. Именно поэтому нас интересовало, как исполняются поручения правительства по вывозу товаров в обмен на продовольствие. Чтобы разобраться в ситуации, очередная сессия Ленсовета приняла решение о создании комиссии, которой поручалось расследование — кстати, не деятельности Владимира Путина, а деятельности Комитета по внешним связям (КВС).
— Который он возглавлял.
— Да. Я уже сейчас не назову численный состав комиссии, но помню, что в основном в нее вошли депутаты из профильных комиссий Ленсовета — по продовольствию, по торговле, по внешним связям. Естественно, привлекались эксперты, заслушивались ответы должностных лиц из Комитета по внешним связям. Это было обычное депутатское расследование.
— Помните ли вы отчет Владимира Путина перед депутатами — это было 14 января 1992 года?
— Это было чуть ли не первое выступление Путина, или одно из первых, перед депутатами. Его позиция была такой: я не обязан отчитываться перед депутатами, которые меня не назначали. Это был вызов. Несоблюдение определенного политеса по отношению к депутатам и было одной из причин того, что Ленсовет изначально оказался настроен по отношению к деятельности КВС негативно. В итоге, напомню, депутатский корпус обратился к Анатолию Собчаку с просьбой отстранить Владимира Путина от должности.
— После этого заседания вы подписали запросы на имя Владимира Путина и его заместителя Александра Аникина с предложением предоставить информацию и документы, которые имели отношение к поставке сырья в обмен на продовольствие. Через месяц вы направляли подобные запросы на таможню. Почему? От Владимира Путина не удалось получить все документы?
— На таможню мы посылали запросы, чтобы выяснить, что было конкретно вывезено и в какие сроки. Путин предоставил только те документы, которые, по его мнению, не составляли коммерческой тайны.
— Руководитель комиссии Марина Салье посчитала ссылку на коммерческую тайну некорректной. Вы с ней согласны?
— В то время не существовало законодательства, которое регламентировало бы порядок депутатсткого расследования. Каждый считал себя правым. Депутаты хотели получить всю полноту информации, а Комитет по внешним связям имел другое мнение.
— Поясните ситуацию с продовольствием. Оно действительно не поступило по тем бартерным контрактам, которые были подписаны Путиным и Аникиным?
— Ситуация развивалась довольно длительный период времени. В декабре 1990 года были введены карточки на продукты в Петербурге и Ленинградской области. А к концу 1991 года уже и на карточное распределение продовольствия не хватало. Мы были вынуждены вскрывать армейские склады с тушенкой… Да, тогда продовольствие по бартеру так и не поступило. Затем, после скандала, после проведенного комиссией Марины Салье расследования Путин был вынужден объявить что-то вроде тендера в 1992 году. Это было главным результатом расследования.
Хотел бы отметить следующее. Как вы знаете, в ноябре 1991 года Съезд народных депутатов России сформировал правительство Гайдара. Уже были объявлены реформы, предстоящая либерализация цен. Ситуация была неоднозначной… Чтобы прочувствовать ее, представьте себе: сейчас, к примеру, будет объявлено, что евро через два месяца будет девальвирован — в связи с проблемами Греции, Португалии и Испании. Дезорганизуется ли вся система торговли? Конечно. Так вот, когда правительство Гайдара выделило лицензии на вывоз сырья в обмен на продовольствие, хозяйственные субъекты, которые распоряжались этими ресурсами, не горели желанием ввозить продовольствие. Они ждали либерализации цен. Такова была ситуация.
— Все-таки питерскому Комитету по внешним связям правительство предоставило право заниматься экспортом? Или это была прерогатива уполномоченного федерального Министерства по внешним связям по Северо-Западному округу?
— Они работали вместе. Уполномоченный занимался оформлением на таможне, выписывал экспортные лицензии. А подбором компаний-партнеров занимался Комитет по внешним связям. Впоследствии, как вы знаете, КВС были переданы полномочия Министерства.
— Несмотря на предостережение руководителя Контрольного управления администрации президента Юрия Болдырева…
— Ситуация была парадоксальная. В 1991 году еще существовало союзное правительство, а в СССР была жесткая монополия внешней торговли. Никакие территориальные органы в Санкт-Петербурге права торговать чем бы то ни было не имели.
В принципе, это решение Гайдара — предоставить Путину право выписывать лицензии — тоже было очень сомнительным с точки зрения советских законов; если, конечно, считать, что в это время законы СССР продолжали действовать. Но после августа 1991 года российское правительство исходило из того, что республиканские законы имеют высшую силу на территории Российской Федерации.
Была сложнейшая ситуация правовой неопределенности и хозяйственной дезорганизации. Поэтому я не склонен обвинять только Путина или Комитет по внешним связям в том, что они не выполнили свою задачу — поставку продовольствия в обмен на право экспортировать цветные металлы и нефтепродукты.
— Эксперты комиссии Салье признали юридически ничтожными контракты, которые Путин и Аникин заключили с экспортерами. Не хватало печатей, реквизитов…
— КВС до этого не имел опыта такого рода деятельности. И неопытные люди, которые в силу обстоятельств вынуждены были заниматься новым для себя делом, наделали много ошибок. Не все лицензии были предоставлены, не все контракты были исполнены в полном объеме. Некоторые фирмы вообще не обладали необходимым ресурсом. Вот подбор фирм — это действительно вина сотрудников Комитета по внешним связям.
— Подбор фирм — это основная претензия депутатов к комитету, который возглавлял Владимир Путин. Почему вывозом сырья не могли заняться спецэкспортеры, у которых были и опыт, и квалификация?
— Они были в Москве. А в Петербурге специализированных внешнеэкономических объединений было два, и они оба занимались приграничной торговлей с Финляндией. И там был очень ограниченный набор товаров, которые производились в основном в Санкт-Петербурге и Ленобласти.
Меры, которые предприняло российское правительство по улучшению ситуации с продовольствием, конечно, запоздали. За два месяца исполнить такие масштабные бартерные контракты было невозможно. А потом возникла другая ситуация. Я знаю, что, например, «Киришинефтеоргсинтез», который вывез-таки нефтепродукты за рубеж, просто оставил деньги на своих счетах. Если раньше он был связан обязательством покупать продовольствие и продавать валютную выручку, то после 1 января 1992 года таких обязательств уже не было. Рассуждали уже так: «Мой товар, имею полное право распоряжаться доходами от его продажи».
— А как же контракт бартера? Продал сырье — закупай товар.
— Видимо, это обязательство не было сформулировано так, чтобы ему не помешал форс-мажор. Изменение законодательства, распад государства и образование нового государства на его основе — это, вообще-то, форс-мажор. На этом основании многие предприятия, организации, которые в этом участвовали, исполнили контракты наполовину: товары вывезли, а продовольствие уже не ввезли. Кстати, в условиях экономической реформы даже сам ввоз продовольствия ничего не гарантировал. По каким ценам оно продавалось бы? Юридически у государства уже не было права распоряжаться этим продовольствием.
— Была ли возможность у Ленсовета в 1992 году добиться, в частности, от «Киришнефтеоргсинтеза» ввоза продуктов?
— Я думаю, что нет.
— Но это не фирма-однодневка, это всем известный нефтеперерабатывающий завод в Ленинградской области. Депутаты знали, что оттуда вывезли 150 000 тонн нефтепродуктов (при посредничестве компании «Невский дом» ), а продукты взамен не поступили. И никого это не интересовало?
— Продовольствие в 1992 году начало поступать, но не по бартеру, а в связи с либерализацией цен. Голод отступил. Повторяю, в 1992 году правительство уже не имело права препятствовать международной свободной торговле, которую вел тот же «Киришнефтеоргсинтез».
— Где за внешние связи отвечал нынешний известный нефтетрейдер Геннадий Тимченко, владелец компании Gunvor?
— Да… Вообще этот бартер, эта схема в целом, на мой взгляд, была полной экономической нелепостью. Кстати, таких случаев было много в то время. Вспомним швейцарскую «Ногу». Все эти бартерные схемы, конечно, не вписываются в систему нормальных торговых отношений на международном рынке.
— Редкоземельные металлы вывезти удалось?
— Редкоземельные металлы — это засекреченное производство, которое контролировало КГБ. Производство этой продукции измеряется граммами. Когда такие металлы продаются на свободном рынке, действует жесткая система сертификации в лабораториях, которых всего несколько в мире. Эти металлы идут на государственные нужды, на нужды оборонной промышленности. Вброс несертифицированного продукта из Советского Союза, который никогда не торговал на свободном рынке этим сырьем, мог вызвать подозрения. А вдруг товар не того качества или нелегального происхождения?
— Как в таком случае появились контракты на вывоз редкоземельных металлов? Кто и как определил цены, например, на скандий?
— Мировые цены, если вы берете легальный сертифицированный товар, известны. А то, что в контрактах были зафиксированы какие-то иные цены… ну, я думаю, что это в значительной мере результат договоренностей между покупателем и продавцом. Эти сделки и не состоялись, я думаю…
— Но 7 килограммов скандия все же было вывезено?
— Я не помню, не могу сказать. У меня было такое впечатление, что они так и не были осуществлены.
— Но нефтепродукты-то вывезти удалось.
— Да, это факт, который я помню. А по редкоземельным металлам… Я не уверен.
— Как же это выяснить?
— Нужно смотреть архивные материалы, которых у меня при себе нет.
— Отчет комиссии Салье — в архиве Санкт-Петербургского горсовета ?
— Да, конечно.
— Он идентичен тому, что есть у Марины Салье?
— Да. Вся наша деятельность была публична и открыта. Документы не секретны. Прямых доказательств какой-то чудовищной коррупции, думаю, в них нет. А ошибки невысокопоставленных чиновников вряд ли кого-то сегодня бы заинтересовали. Если бы, конечно, многие из них теперь не оказались на руководящих должностях в российском государстве.
Видео: Председатель Петросовета с 1991 по 1993 год Александр Беляев в интервью Радио Свобода рассуждает о результатах расследования комиссией Марины Салье деятельности Владимира Путина.
Здесь были ошибки и федерального правительства, и мэрии Санкт-Петербурга. Депутаты на них указали. Но говорить о том, что депутаты могли расследовать все детали, установить, был ли какой-то корыстный умысел в этих договорах, как они были исполнены и были ли факты хищений денежных средств от исполнения этих контрактов, — нельзя. Это не входит в задачу депутатов — давать детальную правовую оценку. Это вопрос, которым должны были заниматься органы следствия, прокуратуры, контрольные органы по линии исполнительной власти. Мы и обратились — в прокуратуру, в контрольное управление при администрации президента Российской Федерации.
— И что было дальше?
— А ничего. Вероятно, умысла или нарушений уголовного законодательства установлено не было. Кстати, и депутаты не обвиняли чиновников в том, что кто-то получил «откат» за право предоставления лицензии — тогда и слова такого не было. Или что вывозили сырье какие-то друзья Владимира Владимировича. Было только обвинение в некомпетентности.
— По итогам работы комиссии Салье Ленсовет рекомендовал Собчаку отстранить Путина от должности. Почему мэр этого не сделал?
— Мы приняли решение о том, что за неисполнение такого важного дела, как обеспечение города продовольствием, Путин заслуживает отстранения. Но по закону мэр был самостоятелен в праве назначать или отстранять от должности руководителя КВС.
— Как дальше развивались отношения Путина с Ленсоветом?
— Понимая, что отстранения не произошло, мы продолжали взаимодействовать. И нормально взаимодействовали. Многие решения после этого Путин докладывал, и они принимались Ленсоветом.
— Например?
— Например, решения, связанные с открытием представительств иностранных банков, решения по выделению земли под строительство совместных предприятий, вроде завода «Кока-Кола». Многие решения по гостиницам Санкт-Петербурга – все это готовил КВС, а Ленсовет в целом одобрял. В Петербурге была идея создания зоны свободного предпринимательства. Она в полной мере не удалась, но определенные полномочия мэрия Санкт-Петербурга получила. В частности, это касалось регистрации совместных предприятий. Их было зарегистрировано КВС очень много — одно время чуть ли не треть всех совместных предприятий страны была зарегистрирована в Санкт-Петербурге. Фактически Петербургу были переданы московские функции.
— Кто еще, кроме Путина, работал в Комитете по внешним связям?
— Там было несколько заместителей Владимира Владимировича — ныне покойный Александр Аникин, Владимир Чуров, Олег Марков…
— Из тех, кто сегодня занимает руководящие посты, в Комитете по внешним связям работал и нынешний президент Дмитрий Медведев. Какую он там выполнял функцию?
— Насколько мне известно, он там работал на договорной основе.
— По совместительству?
— Да. Многие известные теперь люди занимались тогда экспортом. Вот там, скажем, Фурсенко (Андрей Фурсенко — ныне министр образования и науки Российской Федерации. — РС) и Ковальчук (Юрий Ковальчук — российский бизнесмен, председатель совета директоров банка «Россия». — РС) работали в Физтехе (Физико-технический института имени А. Ф. Иоффе АН СССР, тогда в Ленинграде. — РС) и вроде как там тоже занимались внешнеэкономической деятельностью. Теперь они министры, руководители банков и т. д. и т. п. Возникают, конечно, подозрения, что многие связи сохранились с тех пор. Но Ленсовет в свое время сделал все, что мог. А затем практика парламентских расследований просто прекратилась. Современный парламент расследований не проводит.
— Как вы считаете, стоит возродить такую практику?
— Я думаю, что это было бы правильно.
Анастасия КИРИЛЕНКО
Небольшой комментарий. Пишет Дмитрий из Москвы:
Очень мягкая, округлая статья очень знающего человека.. Помнящего что-то из былой деятельности… А что-то уж и не помнящего…Прямого участника событий и прямого начальника Салье… И выводы комиссии помнит — задача снабжения города не выполнена, экспортная часть бартера состоялась, импортная нет… Процедуры по тем законам не соблюдены… Оформление проводилось неквалифицированно, подбор фирм-исполнителей — ошибочный… Ущерб по советским законам был. По ним на экспорт изготовитель получал госцену, утвержденную Госкомценом, а опытный госэкспортер под контролем Минвнешторга (тогда ока государева по этой проблематике) получал от инопокупателя экспортную цену в валюте. При превышении (а товары были, думаю, не случайно выбраны самые-самые рентабельные) разница в ценах считалась Таможенным доходом и шла в Минфин СССР. Вот эта процедура и была грубо нарушена. А с точки зрения новых Гайдаровских законов, пришедших на смену Советским именно в те дни, и ущерба никому нанесено не было… Изготовитель получил ещё в советское время прямо на излёте свою утвержденную госцену от произвольно выбранного экспортера и тот стал собственником товара.. Получил ли он вовсе что-то иль лишился квартиры, машины, дачи от убытка — никого не интересует.. Равно как и выручкой и куда он её дел… Все риски и результаты сделки на нём. То уже современные российские законы, пришедшие на смену именно в те дни…И точка. Правительству Гайдара Беляев доложил, материалы – в Прокуратуру для определения был ли, не был ли умысел.. И точка. Все изложено очень грамотно. В пределах тогдашних полномочий…
Возникает вопрос. А почему Салье подняла сие только теперь? Срок давности истек? 10 лет по таким делам? Но подняла же? Почему? На что надеется? Факты-то ох! как неблаговидные! Читающий народ будоражат! Коррупция налицо! Не налицо, как видите… Установить, конечно, можно по часам.. Типа, когда и как было? Типа, до Двенадцати иль после? Какие законы считать действующими? Если по советским – то очень тяжкий грех тогда был… Не ошибка… Грубое нарушение госмонополии Внешней торговли… Большой срок за это. А по российским вообще всё чисто… Только по российским изготовитель бы по госцене продукцию бы не отправил… Вот в чём вопрос… Не дурачки все аферу развели по времени… Мог ли подполковник НКВД (якобы уволенный) всё это придумать и исполнить? Вряд ли… За ним стояли опытнейшие изощрённейшие люди! Владеющие план-графиками Гайдара перевода стрелок часов… Отдающие отчет, что в новых условиях свободных цен и чиновного снабжения продуктами населения и не потребуется! Никакого «военного коммунизма» о чём болела тогдашняя Салье! Малость опоздала со своей комиссией… Как считаете?
Добавить комментарий