Острые проблемы современных миграционных процессов обсуждали во Владивостоке на «круглом столе», организованном Российской академией народного хозяйства и государственной службы
Круглый стол по проблемам современных миграционных процессов в Приморском крае и странах АТР и задачах повышения эффективности их регулирования состоялся во Владивостоке. Прошел он в рамках научно-практической конференции с международным участием «Современные тенденции, перспективы развития экономики и управления в странах АТР». Проходил круглый стол в одной из аудиторий Приморского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службу при президенте РФ (РАНХиГС), передает ДВ — РОСС со ссылкой на пресс-службу учебного заведения.
В обсуждении актуальных вопросов, связанных с миграционными процессами, приняли участие более 70 человек: представители научных сообществ, департаментов администрации Приморского края, УФМС, Прокуратуры, общественных организаций, диаспор, мигранты.
С докладами выступили: Поставнин Вячеслав Александрович — Президент фонда «Миграция — XXI век» (Москва); Графова Лидия Ивановна, председатель исполнительного комитета международного общественного движения содействия мигрантам и их объединениям «Форум переселенческих организаций» (Москва); Гришин Леонид Александрович, Председатель ОО «Уральский Дом», Общественная организация беженцев и вынужденных переселенцев «Уральский Дом» г. Заречный Свердловская область; Ларин Виктор Лаврентьевич, Председатель общественной палаты Приморского края, директор института истории ДВО РАН; Авдеев Юрий Алексеевич, директор Азиатско-Тихоокеанского института миграционных процессов, ведущий научный сотрудник Тихоокеанского института географии ДВО РАН; Пушкарев Сергей Григорьевич, директор Регионального научно-образовательного центра миграционных процессов и технологий «Регион»; председатель комиссии по общественному контролю Общественной палаты Приморского края; Гизатулова Марина Александровна, зам. Начальника УФМС по Приморскому краю.
По итогам выступлений и дискуссий были приняты следующие Рекомендации.
Р Е К О М Е Н Д А Ц И И
Круглого стола «Миграционная ситуация в Приморском крае и задачи повышения эффективности регулирования миграционных процессов»
Всесторонне рассмотрев миграционную ситуацию в Приморском крае, оценивая, как тенденции последних десятилетий, так и процессы последнего времени,
участники Круглого стола отмечают, что
в миграционных процессах в Приморском крае сохраняется устойчивая тенденция сокращения коренного социально-активного населения. С 1992 г. край потерял 370 тыс. человек. Отток сопровождается деформацией демографической структуры. Сокращение численности населения углубляет дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы (на начало 2014 г. потребность работодателей превышала 55,5 тыс. чел., а число незанятых – 16 тыс.).
Указания Президента Российской Федерации, планы Министерства развития Дальнего Востока, стратегические замыслы Администрации Приморского края в сложившейся геополитической и экономической обстановке могут не оправдаться и оказаться нереализованными в силу усиливающегося дефицита рабочей силы. Перспектива значительного прироста новых рабочих мест делает необходимым привлечение рабочей силы из-за пределов края.
В Приморском крае накоплен определенный опыт управления миграционными потоками, восполняющий дефицит рабочих кадров. Основная часть – это трудовые мигранты «Дальнего зарубежья» – из соседних провинций Китая и Северной Кореи. В большинстве это законопослушные работники, не имеющие намерений закрепляться на нашей территории. Но поток из Китая сокращается по причине существенного роста оплаты труда на родине.
С начала 2000-х гг. складывается тенденция, которая характеризуется ростом потока мигрантов из стран СНГ на безвизовой основе. Адаптация этих мигрантов происходит на фоне бессистемного набора мер по трудоустройству, в условиях законодательной казуистики, неготовности муниципального уровня власти к взаимодействию с вновь прибывшими. Сферой приложения труда для мигрантов, как правило, оказываются жилищно-коммунальное и складское хозяйство, городской транспорт и общественное питание, независимо от их профессиональной ориентации и умений.
Качественный состав трудовых мигрантов и потребности экономики края в рабочей силе не всегда совпадают, а иногда находятся в конфликте с интересами территории, что порождает незаконную миграцию. Ситуацию усугубляют противоречия основополагающих документов. Так, Концепция государственной миграционной политики декларирует либерализацию миграционной политики, а на практике ужесточаются меры по отношению к мигрантам. Только в 2013 г. принято 23 закона, ограничивающих миграционные процессы. Усилия, направленные на борьбу с нелегальной миграцией, дают прямо противоположный результат, умножая число незаконных мигрантов (законы о знании русского языка, «резиновых квартирах», фиктивной регистрации и др.).
Система патентов вроде бы призвана решить проблему легализации граждан СНГ. Но отсекая от участия в подготовке документов на получение патента, разрешения на временное проживание, вида на жительство коммерческие организации, монополизируя право взаимодействия с мигрантами, подведомственный ФМС России ФГУП «ПВС» проводит ценовую политику, которая не имеет отношения к реальной экономике. – Это снижает миграционную привлекательность территории, и лишает край необходимых трудовых ресурсов.
Централизация миграционного законодательства становится почвой для коррупции, лишает воли и инициативы региональную власть. Ситуация усугубляется низким уровнем профессиональной подготовки специалистов как в миграционном ведомстве, так и на уровне административных структур.
В программных документах Администрации Приморского края не решается задача преодоления тенденции убыли населения, в лучшем случае речь идет о «закреплении», тогда как усилия должны быть направлены на создание конкурентных преимуществ, обеспечивающих привлекательность территории для населения, живущего здесь, и тех, кто хочет сюда приехать жить и работать.
По итогам дискуссии участники Круглого стола сформулировали рекомендации для основных субъектов управления миграционными процессами, которые направлены на повышение эффективности регионального рынка труда, отвечающего перспективным потребностями экономики края и способного повысить конкурентоспособность территории по привлекательности для населения путем, объединяя материальные, организационные, управленческие и интеллектуальные ресурсы, выстраивая отношения на принципах общественно-государственного партнерства и создавая реальные механизмы этого взаимодействия. Для этого участники Круглого стола рекомендуют:
Правительству Российской Федерации:
Принять реальные экономические меры, направленные на значительное улучшение социально-экономической ситуации в Дальневосточном федеральном округе, обеспечения дальневосточников достойного уровня жизни, создания привлекательных условий для притока сюда новых жителей.
Министерству Российской Федерации по развитию Дальнего Востока:
1. Провести публичные слушания по проблемам народосбережения жителей региона с целью выработки единых рекомендаций для органов государственной власти, местного самоуправления неправительственных организаций, научного сообщества в части создания системы адаптации мигрантов и местного сообщества в субъектах Дальневосточного федерального округа;
2. Принимая во внимание принятие Федерального Закона «Об ответственности региональной и муниципальной власти в сфере межнациональных отношений, и, учитывая тесную взаимосвязь между проблемами в межнациональных и миграционных отношениях, поддержать инициативу экспертной группы по обновлению «Стратегии-2020» №7 «Рынок труда, профессиональное образование, миграционная политика» о делегировании части полномочий по реализации миграционной и национальной политики на региональный и муниципальный уровень;
3. Обеспечить условия для развития межнациональных диалогов в регионах Дальневосточного федерального округа и странах преимущественного миграционного оттока, и активно поддерживать деятельность общественных объединений, защищающих законные права и интересы мигрантов;
4. Предложить Полномочному представителю Президента Российской Федерации выступить в качестве заказчика на разработку для Дальневосточного Федерального округа целевой программы формирования рынка труда с использованием трудового потенциала стран Северо-Восточной Азии и трудовых мигрантов из стран СНГ и Украины;
5. Объявить тендер на разработку пилотного проекта по созданию территории особого миграционного режима, обеспечивающего не только эффективное функционирование локальных территорий опережающего развития, но и в целом Приморского края, и позволяющего снять ограничения миграционного законодательства в части регистрации, трудоустройства и легализации как уже находящихся здесь, так и вновь прибывающих мигрантов;
6. Способствовать распространению действия Программы содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, на всю территорию Приморского края, особо обратив внимание на вопросы мотивации как потенциальных переселенцев, так и местных жителей.
Общественным палатам Дальневосточного федерального округа:
1. Создать совместно с НПО, исполнительными органами власти, УФМС региона комиссии, рабочие группы по вопросам адаптации мигрантов и местного сообщества;
2. Выступить инициаторами разработки и принятия региональных целевых программ, направленных на создание эффективных механизмов интеграции мигрантов и местного сообщества в субъектах Дальневосточного федерального округа. Активно привлекать к этой тематике СМИ с целью привлечения внимания общества к существующим проблемам мигрантов и формирования уважительного отношения к тем, кто стремится здесь жить и работать.
Федеральному агентству по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество):
1. Рассмотреть вопрос о создании Центров миграционной подготовки граждан на территории постоянного проживания с целью обучения языку, изучения истории, знакомство с культурой и традициями принимающего региона России, активно привлекать к этой работе неправительственные организации;
2. Оказывать всестороннее содействие неправительственным организациям России и стран Содружества Независимых Государств, работающих в рамках реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом;
3. Разработать и начать реализацию Программы по продвижению и популяризации русского языка в странах Содружества Независимых Государств, созданию условия для деятельности существующих, и развития новых Центров российской культуры в странах СНГ.
Органам государственной власти:
1. Определиться с количественными и качественными характеристиками регионального рынка труда ориентируясь не только на текущие и перспективные потребности экономики, но и с учетом устойчивых демографических и миграционных тенденций;
2. Предусмотреть в структуре Администрации Приморского края Департамент развития человеческого капитала, объединив функции разных подразделений в единой управленческой структуре, куда войдут вопросы демографии, миграции и трудового потенциала края; Считать важнейшей задачей повышение квалификации специалистов органов государственной власти и местного самоуправления, работающих в сфере демографии и миграции;
3. Оценить потенциальные возможности внешнего рынка трудовой миграции и механизмы эффективного управления миграционными потоками в соответствие с планами стратегического развития Приморского края;
4. Выступить заказчиком на разработку комплексной Программы повышения социально-экономической привлекательности территории для мигрантов, и рассчитанную в первую очередь на активизацию миграционного потока соотечественников, проживающих за рубежом;
5. Рассмотреть возможность создания на базе Приморского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации специализации по проблемам демографии и миграции для Дальневосточного федерального округа, ориентированной на переподготовку государственных и муниципальных служащих, работающих в данной сфере;
6. Изучить совместно с руководством ДВФУ возможность открытия на базе Дальневосточного федерального университета специальности в области проблем развития человеческого капитала, направленной на обучение студентов в области демографических и миграционных процессов, оценки качества жизни, преодоления бедности, создания привлекательных для работы и жизни условий, мотивации поведения;
7. Инициировать создание (возрождение) Центра по изучению рынка труда, оценке текущих и перспективных потребностей работодателей, поддержки малого бизнеса и вовлечения в него как местного населения, так и мигрантов. Рекомендовать привлечение к этой работе экспертного сообщества, неправительственных и общественных организаций;
8. Разработать целевые региональные программы, направленные на создание эффективных условий для интеграции мигрантов и принимающего сообщества: гармонизацию межнациональных, межконфессиональных отношений, защиту прав мигрантов и членов их семей;
9. Включить неправительственные организации в целевые региональные программы как получателей финансовых средств в качестве исполнителей мероприятий, направленных на адаптацию мигрантов и местного сообщества;
10. Создавать адаптационные центры, специальные государственные и учреждения, которые могли бы предоставлять услуги для мигрантов в части обучения русскому языку, культуре, традициям и истории территории на которую они прибывают, а также сохранения собственной национальной культуры и традиций;
11. Оказывать содействие мигрантам, гражданам Российской Федерации в создании на территории субъектов Дальнего Востока национально-культурных общественных объединений.
Органам местного самоуправления:
Создать условия для привлечения общественных структур (ТОС, Совет дома, ТСЖ) через размещения муниципального заказа, предоставления субсидий на реализацию социально-значимых программ по вопросам интеграции мигрантов и местного сообщества.
Неправительственным организациям:
Выступить с предложением к субъектам законодательной инициативы с целью приравнивания участников Великой Отечественной Войны и тружеников тыла, проживающих в странах Содружества Независимых Государств к статусу Ветерана Великой Отечественной Войны согласно Федеральному закону «О ветеранах» № 5-ФЗ от 16.12.1994 года, с целью защиты интересов ветеранов и тружеников тыла, оказания им социальной поддержки и создания достойных условий жизни.
Средствам массовой информации:
Освещать позитивный опыт общественно-государственного партнерства и деятельности органов власти в решении вопросов миграционной политики, привлекать общественное внимание к процессам интеграции мигрантов на Дальнем Востоке России с целью формирования позитивного образа мигранта.
Добавить комментарий