Российские рыбаки отвергли проект изменения порядка распределения квот на добычу
В Москве состоялось заседание Общественного совета при Росрыболовстве. Предметом обсуждения стали предложенные ведомством поправки в федеральный закон о рыболовстве, касающиеся изменения порядка распределения квот. В итоге члены совета настояли на том, что поправки в ФЗ требуют серьезной доработки, рекомендовав отозвать документ из Минсельхоза. Об этом передает ДВ-РОСС.
Законопроект «О внесении изменений в ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов» Федеральное агентство по рыболовству направило в Минсельхоз в начале ноября. Предложенные поправки, в частности, предполагают значительное увеличение действия срока договоров о закреплении за пользователями долей промышленных и прибрежных квот. В рамках сохранения «исторического» принципа распределения квот он должен вырасти с нынешних десяти лет до двадцати пяти.
Среди других предложений — повышение порога освоения квот с 50 до 70%, отказ в выдаче разрешений на промысел водных биоресурсов при осуществлении рыболовства на «незаходных» судах после окончания налоговой амнистии, требование о том, что не менее 70% объема полученной квоты должны осваиваться на собственных рыбопромысловых судах или на судах, приобретенных по договору лизинга.
Как отметил начальник управления организации рыболовства Андрей Горничных, это должно стимулировать развитие отечественной рыбодобывающей отрасли, которая сегодня демонстрирует стагнацию. Так, согласно данным Росрыболовства, по итогам 2014 г. впервые за пять последних лет объемы добычи рыбы могут оказаться ниже прежнего уровня. Как уверяют в ведомстве, «в существующей нормативно-правовой базе потенциал для экономического развития отрасли исчерпан». В связи с этим Росрыболовство и предлагает изменить закон.
С тем, что причиной ухудшения состояния отрасли является несовершенство нормативно-правовой базы, согласились не все. Еще в самом начале заседания председатель совета Александр Родин отметил: «Последние годы мы не занимаемся ни совершенствованием орудий лова, ни открытием новых районов промысла, ни разработкой новой продукции. Мы все собираемся и делим квоты. Похоже, других проблем в отрасли нет».
Тема распределения квот действительно поднимается Росрыболовством с завидной регулярностью. Что, в принципе, понятно — данный вопрос является ключевым для отрасли. Тем не менее, частое изменение правил игры сводит на нет всю деятельность рыбопромышленников, которые не в состоянии строить долгосрочные планы, не зная, что ожидает их в будущем.
Особенно если объяснить суть этих правил порой не в состоянии даже тот, кто их устанавливает. Эту мысль в ходе заседания совета высказал председатель Союза рыбопромышленников и предпринимателей Камчатки Сергей Тимошенко. Как пояснил он, очень трудно говорить о том, что принесут отрасли предлагаемые агентством изменения, если непонятно, каким образом будет происходить распределение квот в 2018 г. даже в соответствии с действующим законодательством. «Вы можете убедить нас в том, что подход к распределению надо модернизировать, если мы еще не видели, что это такое?» — обратился он к Андрею Горничных. Однако тот лишь смог заверить, что работа над законопроектом продолжается, признав при этом — новая версия документа пока не появилась.
В результате Общественный совет рекомендовал руководителю агентства отозвать законопроект для доработки, вернувшись к его обсуждению в I квартале 2015 г. Прозвучало и другое пожелание — делами отрасли, и без того находящейся в непростом положении, должны руководить профессионалы, а не дилетанты, желающие «порулить» рыбой.
Замечания членов совета вполне обоснованны. Примеры того, как попытки устанавливать свои правила в итоге наносят удар практически по всей отрасли, к сожалению, уже имеются. Один из них — история с так называемой «марокканской квотой».
В начале 2013 года Марокко предоставило России квоту на вылов 100 тысяч тонн рыбы у своего побережья. Решение вопроса распределения квот на работу в марокканских водах Росрыболовство делегировало Ассоциации отечественных рыбопромышленников, ведущих промысел в зонах стран западного побережья Африки (АОРЗПА). Ведомство аргументировало это тем, что промысел в экономической зоне королевства имеет специфику, не позволяющую применять общий порядок, установленный законом о рыболовстве и существующими правилами, утвержденными правительством РФ.
То, как ассоциация распределила между своими членами квоты на добычу рыбы, очень скоро стало причиной судебного разбирательства: 60% от российской доли на промысел в Марокко оказались у судов, принадлежащих двум группам — «Еврофиш» и «Альянс Марин», а рыбодобытчики, в течение многих лет осуществлявшие лов в марокканских водах, остались практически не у дел. Так, одна из крупнейших рыболовецких компаний страны «Мурманский траловый флот» (МТФ) получила вдвое меньшую квоту, чем та, на которую могла рассчитывать исходя из сложившейся «исторической» практики.
Федеральная антимонопольная служба признала незаконным такое распределение квот, выдав Росрыболовству предписание устранить нарушение в части ограничения конкуренции. Позже заместитель руководителя ФАС Александр Кинев в одном из своих выступлений привел этот случай в качестве примера картельного сговора.
Росрыболовство и компания «Транско» (член АОРЗПА и группы «Альянс Марин») пытались обжаловать решение в суде, но безуспешно. В этом году «марокканские квоты» было решено распределить снова. Однако опять не обошлось без скандала.
На этот раз определить размер квот путем публичной оферты агентство поручило ФГУП «Нацрыбресурс», основанием для чего стало распоряжение Росрыболовства от 4 июля 2014 года. Единственным условием для заключения договоров с ФГУП являлось внесение оплаты в размере $555,7 тысячи долларов за судно на расчетный счет «Нацрыбресурса» в числе первых 10 судов. Сообщение о планирующемся размещении оферты появилось на сайте ведомства 10 июля, а уже днем позже в 15:00 ФГУП опубликовал на своей страничке и саму оферту с платежными реквизитами для перечисления платы. В итоге победителями оферты снова стали группа «Еврофиш», выкупившая квоту для семи траулеров, а также группа «Альянс Марин», получившая право на лов для трех судов. Как оказалось, оплату участники внесли 11 июля практически моментально после выхода сообщения — с 15 до 16 часов, что и обеспечило им победу.
Такая скорость навела многих на подозрение, что результаты отбора претендентов были организованы искусственно. В результате в стороне вновь остались два крупных предприятия — МТФ и «Вестрыбфлот», которые вообще лишились возможности вести промысел в марокканских водах.
ФАС опять возбудила дело в отношении Росрыболовства, установив в его действиях факт нарушения положений закона о защите конкуренции. Предписание об устранении нарушений, допущенных при распределении квот, также выдала Генпрокуратура. Реализовать свое законное право рыбодобытчики в этом году, очевидно, уже не успеют, а значит, многомиллионные потери компаниям придется возмещать через суд.
По мнению экспертов, из-за случившегося перспективы увеличения объема квоты в марокканской зоне и пролонгирование соглашения на вылов в следующем году поставлены под сомнение.
Неудивительно, что и в нынешней ситуации с очередным изменением законодательства, определяющего распределение квот, некоторые усматривают присутствие скрытых механизмов. Эти опасения были озвучены в ходе того же заседания Общественного совета.
Члены совета отмечали, что прежде всего нужна стабильность — надо перестать каждый день придумывать новые законы. А Сергей Тимошенко напомнил об одном из ключевых посылов недавнего послания Владимира Путина Федеральному собранию, в котором президент предложил на несколько лет установить мораторий в области изменения законодательства и правил налогообложения бизнеса.
Виктория Ельник, «Российская газета»
Добавить комментарий