БАМ: СТРОЙКА НА ВЕКА
В самое ближайшее время на Дальнем Востоке будет реализован новый мегапроект, об этом уже заявил полпред президента в регионе Виктор Ишаев. В России снова будут строить БАМ. Точнее, достраивать то, что не успели закончить первостроители общесоюзной стройки.
— Там, где БАМ однопутный, он должен стать двухпутным. Там, где участки не скоростные, они должны быть скоростными. А самое главное, необходимо исключать тепловозную тягу и создавать инфраструктуру электротяги, – комментирует полпред президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Виктор Ишаев.
У идеи построить второй БАМ сегодня очень много противников. Проект крайне дорогой. Окупятся ли вложения? Сторонники строительства объясняют: объёмы перевозок по БАМу растут даже в условиях кризиса, и строить вторые пути просто жизненно необходимо.
На нас Байкало-Амурская магистраль не произвела впечатление перегруженной трассы. Вдоль вот этой однопутной железной дороги мы проехали около 300 километров, и за все это время нам встретились только два грузовых состава. Один ехал к Байкалу, другой двигался в противоположную сторону, к Тихому океану.
Магистраль от Байкала до Амура – едва ли не самый проблемный проект в истории страны. Идея проложить железную дорогу родилась ещё при царе, но тогда помешала революция. Возводить БАМ начинали в 1930-е годы, но полотно во время войны разобрали и отправили к фронту. В конце 1970-х правительство объявило комсомольский призыв.
Каждый крупный город Советского Союза построил здесь по крайней мере по одной станции. Например, Тынду – столицу БАМа – строили по московским проектам. Поселок Алонку, когда-то известный одноименными папиросами, возводили молдаване. А на станции Постышево время на вокзальных часах остановилось для нескольких тысяч выходцев с Западной Украины.
— Мы все сюда приезжали временно, а живём всю жизнь. Вот и у меня так получилось. Я сюда приехал года на три, а живу уже 22 года, – рассказывает житель станции Постышево (посёлок Березовый) Николай Двирский.
Николай поясняет: на БАМе остались только неисправимые романтики – такие, как он. Кто хотел уехать, уехал, как только магистраль была официально объявлена бесперспективной. Управление БАМа было ликвидировано, объёмы перевозок упали почти до ноля, посёлки пришли в запустение.
— Очень тяжело, очень. Молодёжи даже некуда податься. Школу последнюю, и ту скоро прикроют. Осталось с 1-го по 4-й класс два учителя и 15 или 16 учеников, – с горечью замечает жительница посёлка Домостроительный завод Ольга Савельцева.
Несмотря на всеобщую разруху и безработицу, жизнь в Бамовских посёлках – одна из самых дорогих в стране. Одна только коммуналка чего стоит! В Новом Ургале за стандартную двухкомнатную квартиру приходится платить от 10 до 15 тысяч рублей в месяц. И всё же большинство людей, с кем удалось поговорить 5 каналу, уверены, что у БАМа ещё есть шанс.
— Вторая ветка, может быть, и нужна. Чтобы наладить жизнь, быт, – говорит жительница посёлка Березовый Оксана Ковалева.
Строительство второго БАМа уже, по сути, началось. Например, в горах Сихотэ-Алиня полным ходом идёт прокладка нового тоннеля. На реконструкцию всей магистрали, по расчетам специалистов, уйдёт не одно десятилетие. Программа развития БАМа рассчитана аж до 2050 года!
Даниил ГОРЧАКОВ
Вернуть дорогу и название БАМ с управлением в Тынде!!!