Top.Mail.Ru

Как «Лебединое озеро» стало самым востребованным балетом: 120 лет постановке в Мариинке


Сто двадцать лет назад 28 января 1895 года (15 января по старому стилю) в Мариинском театре в Петербурге впервые был показан балет «Лебединое озеро» на музыку Петра Чайковского. Постановка в хореографии Мариуса Петипа и Льва Иванова была не первой вариацией этого балета, однако именно петербургскому спектаклю удалось изменить отношение всего мира к произведению великого композитора, передает ДВ-РОСС со ссылкой на ТАСС.

За прошедшие 120 лет этот балет стал одним из наиболее часто ставящихся в мире. Существует множество постановок — с счастливой или трагичной концовкой, с разными образами главных героев, например, в некоторых зарубежных спектаклях лебедей танцуют исключительно мужчины. Однако «классикой жанра» по прежнему остается версия Мариинского театра. О том, почему интерпретация Петипа-Иванова уже 120 лет влияет на большинство постановок «Лебединого озера» и по какой причине зрители со всего мира стремятся увидеть этот спектакль именно в Мариинке — в материале ТАСС.

Незнакомый балет для современного зрителя

Самая первая постановка «Лебединого озера» успеха не имела. Премьера нового спектакля на музыку Чайковского в хореографии Венцеля Рейзингера состоялась 4 марта 1877 года на сцене московского Большого театра. Постановка не полюбилась зрителю, поэтому ее сняли с репертуара.

Сюжет «Лебединого озера»

В основу либретто положены фольклорные мотивы, в том числе старинная немецкая легенда о принцессе Одетте, превращённой в лебедя проклятием злого колдуна — рыцаря Ротбарта.

В четырёх картинах балета чередуются реальные и фантастические сцены. Празднуя своё совершеннолетие в дворцовом парке, принц Зигфрид веселится среди друзей, однако пролетевшая над парком стая лебедей манит его за собой. В лесу, на берегу озера среди девушек-лебедей принц находит Одетту, королеву лебедей с короной на голове. Покорённый её красотой и потрясённый её рассказом о преследованиях злым хозяином озера Ротбартом, Зигфрид клянётся Одетте в вечной любви.

На балу в замке, по велению матери Зигфрида, он должен выбрать себе невесту. Однако принц безучастен, пока не появляется Одиллия, в которой Зигфриду видится Одетта, ей он и отдаёт предпочтение. Поняв, что совершил роковую ошибку, Зигфрид бежит к озеру и молит Одетту о прощении, но не получает его. Срывая с головы Одетты корону, Зигфрид бросает вызов Ротбарту, олицетворяющему в балете образ фатума (хозяина озера) (корона спасала Одетту от преследования). Принц надеется, что девушка-лебедь уйдёт с ним в мир людей…

«В первой постановке в Большом театре было много пантомимных эпизодов, в которых Одетта подробно рассказывала зрителям историю о том, как ее заколдовал злой колдун. Большое количество нетанцевальной информации делало спектакль сложным для восприятия», — поясняет ведущий редактор информационно-издательского отдела Мариинского театра Ольга Макарова.

В начале 1890-х годов к произведению Чайковского обратились в Мариинском театре. Именитый балетмейстер Мариус Петипа совместно с М. И. Чайковским переписал либретто и, совместно с композитором Рикардо Дриго — партитуру.

Петипа принадлежали хореография I акта, III акт (за исключением венецианского и венгерского танцев) и апофеоз; Льву Иванову — II акт, венецианский и венгерский танцы III акта и IV акт.

Премьера обновленного балета состоялась 15 января 1895 года в день бенефиса известной петербургской балерины Пьерины Линьяни. Ее партнером был Павел Гердт, который потом еще долгие годы танцевал партию принца Зигфрида на сцене Мариинки.

«Особенность этой постановки — в успешном сотрудничестве Петипа и Чайковского, когда гениальная самодостаточная музыка и виртуозная хореография образуют удивительное по силе воздействия сочетание. Впервые в истории балета музыка не просто дополняла танец, а рассказывала историю наравне и в гармонии с движениями артистов», — отмечает Ольга Макарова.

Вчера в роли Одетты в «Лебедином озере» г-жа Леньяни танцевала с особенным увлечением; все ея танцы, начиная с вальса первого действия и кончая заключительным Scene dansante последняго, поражали блеском, виртуозностью и красотою. Для танцовщицы роль Одетты в том виде, как она исполняется г-жею Леньяни, представляет целый ряд хореографических трудностей, которые мало кто может преодолеть с такой легкостью и отчетливостью. «Лебединое озеро», благодаря своему поэтическому сюжету, музыке Чайковского и участию в нем Леньяни, сделалось одним из любимейших балетов петербургской музыки. Газета «Новое время, 1901 г.

Однако современный спектакль разительно отличается от первой постановки.

«Если бы сегодняшние зрители увидели тот балет, они бы не узнали его», — говорит Ольга Макарова.

В конце XIX века в классическом танце мужчины не выполняли прыжки — в основном танцоры просто красиво ходили по сцене, дополняя женскую партию. Балерины тоже выглядели иначе — у них были довольно закрытые костюмы, и они не могли на сцене поднять ногу слишком высоко, так как это считалось неприличным. За 120 лет изменились не только нормы приличия, но и телосложение танцоров — артисты стали выше и стройнее, что повлияло на рисунок танца.

«Все балеты нужно называть «Лебединым озером»

Сюжет знаменитого балета часто пересматривали. Например, в 30-е годы легендарная Агриппина Ваганова решила постановку в социальном ключе, полностью изменив либретто. Ротбарт в балете стал не злым колдуном, а обедневшим бароном, который хотел выдать замуж свою дочь, отыскав ей выгодную партию. В конце Одетта погибала от выстрела Ротбарта, а Зигфрид закалывался, потеряв любимую.

В 1950 году в балете впервые появилась счастливая концовка. До этого в последней сцене сказки бурные волны разбушевавшейся на озере стихии поглощали Одетту и Зигфрида. В новой версии Зигфрид в поединке побеждает волшебника, оторвав ему крыло, после чего власти зла приходит конец. В новой редакции знаменитого балета хореограф Константин Сергеев постарался сохранить хореографию Петипа и Иванова, при этом отразив в танцевальных номерах достижения современного балета. Эта постановка идет в Мариинке и по сей день.

На сегодняшний день балет «Лебединое озеро» давали в петербургском театре уже 1757 раз (статистика ведется со дня премьеры 1895 года). В разные годы партию Одетты-Одилии там исполняли такие выдающиеся балерины как Анна Павлова, Галина Уланова, Наталья Дудинская, Марина Семенова, Ульяна Лопаткина и другие.

Это по-прежнему один из самых репертуарных спектаклей Мариинского, на каждое представление — стабильно высокий спрос. Цены зависят от исполнительницы партии Одетты-Одиллии. Например, стоимость билета на спектакль с участием Ульяны Лопаткиной может достигать 10 тысяч рублей.

Приглашая Мариинский балет на гастроли, зарубежные театры в подавляющем большинстве случаев просят привезти в первую очередь «Лебединое озеро».

«Иностранцы стремятся увидеть «Лебединое озеро» Мариинского театра не только ради лебединых партий. В балете много характерных танцев, особая школа постановки которых существует только в Санкт-Петербурге» — подчеркнула Ольга Макарова. (характерный танец — народный или бытовой танец, прошедший обработку хореографа для балетного спектакля — прим. ТАСС).

К примеру, спектакль «Лебединое озеро» открыл балетную часть нынешних американских гастролей петербургской труппы, которые начались в середине января. Все пять показов на сцене Бруклинской академии музыки в Нью-Йорке прошли с успехом. Газета The New York Times оценила «изысканный средневековый облик постановки». «Гармоничные цвета и яркие исторические детали костюмов и декораций – это образец, с которого сегодня должны брать пример все другие постановщики «Лебединого озера» в мире», – пишет издание, не забывая отметить и «многочисленные достоинства» исполнения. Обозревателя пленил «настоящий шарм» петербургских артистов в характерных танцах, «отличающая труппу Мариинского восхитительная работа корпуса», «элегантность ног» танцовщиков и «превосходная отрепетированность ансамблевых сцен».

Символ путча 1991 года

Для жителей постсоветского пространства спектакль «Лебединое озеро» стал одним из символов путча 1991 года. 19 августа по радио звучала только классическая музыка, а по телевизору шел раз за разом «главный советский» балет (запись постановки Большого театра). Раньше такое случалось, только когда умирали первые лица государства, но в тот день совершался государственный переворот. Попытки насильственного отстранения Михаила Горбачева с поста Президента СССР, срыва подписания «Договора о Союзе Суверенных Государств» — все это было скрыто от глаз советских граждан музыкой Чайковского.

Читайте ДВ-РОСС в Telegram

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.


Powered by WordPress | Designed by: SEO Consultant | Thanks to los angeles seo, seo jobs and denver colorado Test

На данном сайте распространяется информация сетевого издания ДВ-РОСС. Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 71200, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 27.09.2017. Врио главного редактора: Латыпов Д.Р. Учредитель: Латыпов Д.Р. Телефон +7 (908) 448-79-49, электронная почта редакции primtrud@list.ru

При полном или частичном цитировании информации указание названия издания как источника и активной гиперссылки на сайт Интернет-издания ДВ-РОСС обязательно.


Яндекс.Метрика