29 января 1945 года в прессе: советские войска вступили в немецкую Померанию
В приказе командующему войсками фронтов маршалу Советского Союза Георгию Жукову 29 января 1945 года главнокомандующий маршал Советского Союза Иосиф Сталин объявил благодарность войскам 1-го Белорусского фронта, участвовавшим в боях при вступлении в пределы немецкой Померании. В ознаменование одержанной победы Сталин приказал Жукову «соединения и части, наиболее отличившиеся в боях при вторжении в пределы немецкой Померании, представить к присвоению наименования «Померанских» и к награждению орденами», передает ДВ-РОСС со ссылкой на ТАСС.
«В приволжских степях, в подвалах и заводских тоннелях Сталинграда, в вырубленных яблоневых садах Орловщины и Понырей, в болотах и лесах Белоруссии наши офицеры берегли и кропотливо изучали берлинский лист карты. И сегодня он пригодился. Красные стрелы на карте все глубже врезаются на запад. Сегодня еще одна стрела перечеркнула границу Германии. В немецкую Померанию вступили войска 1-го Белорусского фронта по командованием маршала Жукова», — написали «Известия».
Борьба советских людей внутри Германии
О борьбе советских людей, угнанных в Германию и попавших на производивший военную технику завод в Силезии, рассказывает в этот день в «Правде» военкор газеты писатель Борис Полевой.
«Владимир Чесноков (в прошлом монтер Курской электростанции) специализировался по авариям на электростанции. Частые перебои в работе турбин — это его работа и его помощников. Но главной своей заслугой он считал взрыв динамо-машины в январе прошлого года, из-за которого завод почти три дня стоял и когда застыли сталеплавильные электропечи. Степан Зарубин (в прошлом слесарь-лекальщик машиностроительного завода в Орле), имевший доступ в цехи в нерабочее время, очень тщательно и добросовестно ремонтировал ту машину, на которую получал наряд, и тем временем засыпал песок в подшипники двум-трем другим или выводил их из строя каким-либо иным способом. Геннадий Суслов и Владислав Сибирко старались дезорганизовать главный конвейер».
Когда Красная Армия подошла к границам немецкой Силезии, друзей направили в город Крайцбург для работы по эвакуации заводов, поставлявших детали для автомобилей и военной техники. «На заводах была суматоха. Уже слышалась канонада нашей артиллерии. То и дело над городом скользили советские штурмовики и били по отходящим немецким колоннам, по эшелонам, стоящим на путях. Друзья решили: пора, и затеяли драку с охранниками. У охраны удалось отобрать винтовки и пистолеты. Затем Суслов приказал разобрать стрелки и опрокинуть на поворотном кругу паровоз, чтобы помешать немцам угнать шесть уже сформированных и стоящих под парами эшелонов с оборудованием».
Движение охватило другие бригады, работавшие на заводе. Немецкая охрана и мастера были быстро уничтожены. «Завод оказался в руках восставших, но директор, забаррикадировавшийся на верхнем этаже конторы, успел позвонить коменданту и завернуть на завод одну из отступающих воинских частей. Тем временем Степан Зарубин отыскал красный сигнальный флажок и полез на заводскую трубу прикреплять его как победный стяг своей Родины. Он был первым, кого срезал залп подоспевших немецких солдат. Зарубин упал с трубы замертво, но флаг остался реять над заводом, над городом. Восставшие забаррикадировались. Немцы наступали во всеоружии. Они били по корпусу завода, где засели рабочие, из самоходных пушек и танков. Рабочие отвечали выстрелами из винтовок, бросали из окон куски чугуна, камня, тяжелые опоки, дрались ломами, ключам, тяжелыми штангами. Пять часов люди, вооруженные больше своей ненавистью, отбивали немецкие атаки». «Только один из четверых — Чесноков — остался жив и дождался счастливой минуты, когда у завода показались наши танки», — писал Полевой.
Корреспонденты ТАСС передают из Европы
«На состоявшемся в югославском городе Крагуеваце митинге в честь побед Красной Армии присутствовало свыше 6 тыс. жителей, — сообщил корреспондент ТАСС из Белграда. — Секретарь национально-освободительного комитета Крагуевацкого округа Маркович в своем выступлении заявил: никогда наши сердца не бились так сильно, как сейчас, когда Красная Армия победоносно движется по немецкой территории, а в Москве гремят залпы в честь ее величественных побед».
«Войска союзников перешли в атаку в районе к северо-востоку от Сен-Вита (Бельгия), — передает ТАСС из Лондона. — Весьма крупные соединения тяжелых бомбардировщиков, действовавших в сопровождении истребителей, совершили налет на два бензольных завода близ Дортмунда, мосты через Рейн в Дуисбурге и Кельтце, а также на железнодорожные депо близ Кельна и Дуисбурга. Средние и легкие бомбардировщики в сопровождении истребителей атаковали железнодорожные мосты в Ремагене, Зинциге, Эллере и Кайзерлаутерне, а также узлы коммуникаций в районе Штутгарта, а также на Берлин».
Из Лондона ТАСС также передал, что «в ночь на 29 января отмечалась деятельность германской авиации против Южной Англии. Причинен материальный ущерб, имеются жертвы».
Транспортный коллапс в Германии
«Железные дороги Германии не в состоянии справиться с перевозками огромного количества пассажиров», — сообщила в обзоре иностранной печати газета «Правда». Гетеборгская газета Sydsvenska Dagbladet, помещая интервью с прибывшим из Берлина шведом сообщает: «Железнодорожный транспорт находится в ужасном состоянии. Поездка из Берлина до Франкфурта-на-Одере заняла семь дней».
«Мобилизационный аппарат гитлеровской столицы сбился с ног. Он хватает всех, кто попадает под руку, и бросает на фронт. Газета Aftonbladet, описывая ход мобилизации в Берлине, рассказывает, между прочим, о том, как «бывший немецкий посланник в Будапеште фон Ягов вместе с другими высшими чиновниками был мобилизован и отправлен на фронт в Силезию».
Та же газета сообщает из Берна: «Один дипломат нейтральной страны, недавно приехавший из Берлина, сообщает о спешной эвакуации Берлина. Массовая эвакуация гражданского населения начнется сейчас же после того, как закончится эвакуация официальных, полуофициальных и партийных организаций. Лица, которые 19 января выехали из Берлина, рассказывают, что многие тысячи граждан уши из Берлина пешком, пробираясь на юго-запад».
«Германская печать и радио, побившие все рекорды лжи и фальсификации, сейчас уже не могут скрыть происходящего в стране, — отмечает «Правда». — Германский официоз Völkischer Beobachter вынужден признать, что «миллионам немцев пришлось в течение одной ночи бросить все свое имущество».
Добавить комментарий