«О массовом оттоке иностранцев речи нет» — во Владивостоке краевая миграционная служба подводит итоги года
В прошлом году специалисты краевого УФМС принимали участие в обеспечении Олимпийских игр в Сочи, выезжали в командировки в республику Крым и Севастополь, чтобы делать бывшим гражданам Украины российские паспорта. А лето и осень ознаменовались массовым приездом в Приморье граждан Украины.
«В край в 2014 году въехало почти 410 тысяч иностранных граждан, это больше, чем в предыдущие годы — начинает со статистики Максим Белобородов. — Многие транзитом направились дальше, 260 тысяч человек остались в крае, встав здесь на миграционный учет. 63% от этого числа составляют граждане Китая — они приезжают учиться, работать, но в основном это туристы. Второе место среди граждан дальнего зарубежья занимают северные корейцы — их в Приморье 11 с лишним тысяч, по 7-8 тысяч — южных корейцев и японцев».
Что касается ближнего зарубежья, 27% от общего количества иностранцев края — узбеки, их только в официальном порядке въехало 28 тысяч. Потом идут киргизы, молдаване и, конечно же, украинцы.
Всего в Приморье в прошлом году оказались пять тысяч граждан Украины. Кто-то приехал сам, кто-то — организованными группами, например, из ПВР в других регионах.
«На нашем сайте есть памятка для граждан Украины, алгоритм действий, которого могут придерживаться приезжие. Летом прошлого года я подписал распоряжение, которое получили все наши структуры во всех районах, — комментирует Максим Белобородов. — Гражданина Украины должны без очереди и дополнительной платы принимать в любом отделении, не надо ездить во Владивосток. Если кто-то приезжает в край, чтобы просто «переждать» боевые действия, то по межправительственному соглашению он просто становится на миграционный учет. Другие иностранцы должны в таких случаях через три месяца выехать из страны. А украинцы — нет, им продлевают пребывание до бесконечности. 168 украинцев уже уехали обратно. Также они могут оформить разрешение на временное проживание на три года — это первая ступень к гражданству. Сделают документы за два месяца максимум. В таком случае за свой счет человек оплачивает госпошлину — 2000 рублей, проходит медкомиссию. И с документами идет в любое наше отделение. В национальном паспорте ему ставят штамп, с которым можно служить в российской армии, работать по контракту. 1 515 человек предпочли оформить РВП».
В минувшем году приморская миграционная служба даже столкнулась с необычной проблемой: краевая квота в 2200 РВП быстро кончилась, когда начали приезжать украинцы. Для них дополнительно выделили 2000 квот.
2520 украинцев предпочли короткий путь — получили временное убежище. Они сдали паспорта, решили не возвращаться на Украину. Часть людей, по словам начальника краевой миграционной службы, получили справки со всеми печатями — книжечек просто на всех не хватило. Но и со справками, и с книжечками, подтверждающими статус, можно трудоустраиваться, летать на самолете, заводить карточки в банке, покупать сим-карты. «Мы доносили эту информацию до глав районов, но, видимо, не все ее приняли к вниманию», — разводит руками Максим Белобородов. И добавляет, что человек, оформляющий временное убежище, не оплачивает ни медицинское освидетельствование, ни госпошлину. Из краевого бюджета на эти нужды выделено около трех миллионов рублей.
В этом году требования к иностранным гражданам, которые приезжают в Россию на работу, ужесточились. До того, как человек сдаст документы на патент или работу по квоте, надо предоставить сертификат на знания русского языка, основ законодательства, истории. В Приморье 12 центров, где можно сдать тесты. «Пока ни одного сертификата я не видел. Видимо, не могут люди с первого раза сдать экзамены. Или документы идут долго, через Москву, — разводит руками начальник приморского УФМС. — Кроме этого надо предоставить сертификат об отсутствии у человека инфекционных и венерических заболеваний, туберкулеза».
Ефим Звеняцкий, председатель общественно-консультативного совета при УФМС, со сдачей экзаменов иностранцами не вполне согласен. «К нам приезжают первые режиссеры, драматурги мира. Ты их заманиваешь, ведешь переговоры. А им надо сдавать экзамены, — разводит руками худрук театра имени Горького. — Я уже думаю, что сам за них буду сдавать!»
Отметим, что раньше по патенту можно было работать только у физического лица, теперь же эта норма поменялась: «ближникам» патент теперь разрешает трудится и у юрлица. Всего в прошлом году мигранты из ближнего зарубежья в Приморье получили 15 500 патентов. Оформление каждого такого документа стоит порядка 4 000 рублей, из которых 2 500 уходит в бюджет края. Приезжие из дальнего зарубежья в прошлом году заняли 24 тысячи рабочих мест. В этом году квоту для них снизили до 19 тысяч мест. Решением властей региона урезано количество строителей, овощеводов, представителей ряда иных специальностей.
Прокомментировал Максим Белобородов и новости об оттоке среднеазиатов из Приморья. По его словам, на новый год люди выезжали всегда. У многих к тому же 31 декабря истекли патенты, визы, разрешения на работу. В Узбекистане сейчас идет замена старых паспортов на документы нового образца. А таджики с нового года в Россию въезжают только по загранпаспортам. С этим связаны задержки с их возвращением. Опять же — пока люди сдают экзамены. «У граждан КНР работа в основном сезонная — они въезжают в край в апреле-мае, когда начинается посевная кампания, строительство. Сыграл роль и экономический кризис. Но о массовом оттоке речи нет». Сейчас в крае находится 68 443 иностранца.
Никуда не делись и нелегалы. В прошлом году из края выдворили 338 человек, незаконно находящихся на территории РФ. Раньше было такое понятие, как «резиновые квартиры», в которых массово регистрировались иностранцы или российские граждане. «Как только мы порядок начинаем наводить в одной схеме, сразу другие вырисовываются. Сейчас у нас появились фиктивные браки! Случаи были в Михайловке, в Покровке, много где еще, — заявляет начальник краевого управления ФМС. — Около 80 таких документов мы обнаружили. Бывает так: неделю назад человек въехал, через три дня — женился на русской, через четыре дня пришел к нам. Имел место случай, когда женщина-мусульманка в 60 с лишним лет вышла замуж за молодого русского парня, фамилия у каждого своя, раздельное проживание. Через суд с такими боремся». VL.ru
Добавить комментарий