«КАМЧАТСКИЙ КРАЙ»: РАСКРЫТО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ ВЕКА»?
По версии транспортной прокуратуры, вина таможенника состоит в следующем. В сентябре 2008 года он позволил одной из местных компаний отправить за рубеж рыбопродукцию, добытую в экономзоне России, в режиме реэкспорта как иностранный товар, что освободило её от таможенных платежей. Прокуратура считает, что продукция являлась российским товаром, поэтому компания должна была вывезти её в режиме экспорта, и заплатить таможенные платежи на сумму около 1 млн рублей. А раз этого не произошло, федеральный бюджет понёс убытки. Уголовное дело возбуждено по статье «халатность».
Дело неоднозначное, и касается не только его основных фигурантов, а целой отрасли экономики. Поэтому стоит выйти за рамки официальных сообщений и попытаться понять, что за ним кроется и какие у него могут быть последствия.
Начнем с того, что такое таможенные режимы. Это требования, которые должен соблюсти владелец товара при его перемещении через границу. Таможенный кодекс предусматривает два десятка таких режимов. Участник внешнеэкономической деятельности выбирает из них тот, который соответствует происхождению и характеру груза.
Если товар российский и вывозится за рубеж на продажу, выбирается режим экспорта. При этом необходимо заплатить таможенную пошлину в размере 5 процентов от его стоимости. А вот иная ситуация. Иностранный товар ввозится на территорию России, но не для продажи, а для его транзита в другую страну. В этом случае выбирается режим реэкспорта (двойного экспорта), который освобождает владельца груза от таможенных платежей. Допустим, если американское судно везёт товары в Китай и по дороге заходит в Петропавловск пополнить судовое снабжение, хозяин товаров камчатской таможне ничего не платит. Это предусмотрено не только российским, но и международным законодательством.
Загвоздка в том, что считать отечественными товарами, а что иностранными. По Таможенному кодексу товар признается российским, если он произведен в России и имеет на её таможенной территории свободное обращение (его можно выгружать, продавать и т. д.). Если товар этим условиям не отвечает, он является иностранным.
По законам об исключительной экономической зоне России и госгранице экономзона находится за пределами государственной территории страны. Отсюда – вопросы: если рыба добыта в экономзоне и ввезена на территорию России, чем её считать – иностранным товаром или российским? Платить за неё на таможне или нет, а если платить, то сколько?
Эти вопросы возникли ещё до 1 января 2009 года, когда рыбаков обязали доставлять все уловы на таможенную территорию Российской Федерации. До того времени предприятия, которые вели промысел в экономзоне, могли сразу отправить добытый улов за границу, не имея дел с таможней. Но часто суда с таким уловом, который предназначался иностранным покупателям, всё-таки заходили на таможенную территорию: для смены экипажа или срочного ремонта.
Например, такая ситуация возникла в январе 2004 года с камчатским траулером «Иоланта». На его борту находилась рыбопродукция, которую собирались вывезти за рубеж. Но судно было вынуждено зайти с ней из экономзоны в Петропавловск по форс-мажорным обстоятельствам. Новый Таможенный кодекс тогда только вступил в силу. Опыта применения таможенных режимов, которые он предусматривал, ещё не было. Судовладелец на свой страх и риск заявил режим реэкспорта. То есть задекларировал товар как иностранный, который следует через Россию транзитом. После непродолжительной переписки между компанией, Камчатской таможней и Дальневосточным таможенным управлением был сделан вывод о том, что судовладелец прав, и не обязан платить таможенную пошлину.
Возможно, авторы Таможенного кодекса не предусмотрели такую ситуацию и не подразумевали её, когда прописывали режим реэкспорта. Как бы ни было, этот пункт кодекса оказалось возможным трактовать в отношении продукции российских компаний. С тех пор как рыбаков обязали доставлять все уловы на таможенную территорию, никаких дополнительных разъяснений или нормативных правовых актов по этому вопросу не было.
После случая с «Иолантой» за 5 лет по всему Дальнему Востоку было оформлено в режиме реэкспорта огромное количество партий рыбы, добытой в экономзоне. Почти у каждой крупной рыбной компании такой опыт есть. Эта практика считалась законной. Уголовное дело в отношении начальника таможенного поста стало для всех большой неожиданностью. Оно поворачивает ситуацию на 180 градусов. Возможно, в прокуратуре решили, что это полезная инициатива с точки зрения интересов федерального бюджета. Но её последствия трудно предугадать.
Представим, что суд признал упомянутого начальника виновным. Соответственно, десятки таможенных инспекторов, которые поступали так же как он, попадут под следствие. Компании, которые заявляли свою продукцию в режиме реэкспорта, тоже окажутся виноваты. Но этого мало. Если рыба, выловленная в экономической зоне, будет признана российским товаром, нас ждут грандиозные события. Все уловы, которые были добыты в экономзоне до 1 января 2009 года и вывезены за границу без захода на таможенную территорию без уплаты таможенных пошлин, придётся признать контрабандой. А поскольку речь идёт о миллионах тонн, то получится, что бюджету нанесен ущерб на миллиарды долларов. Преступление века! Кто же в этом окажется виноват? Ясно кто – транспортная прокуратура, которая допустила такое.
Александр КЛИМОВ
А. Крайний: «Рыба, добытая в экономической зоне России, должна быть освобождена от уплаты таможенных сборов»
Ввозимую в нашу страну рыбу и другую продукцию, добытую или произведённую в исключительной экономической зоне РФ и на континентальном шельфе РФ, необходимо освободить от уплаты таможенных сборов. Об этом заявил руководитель Федерального агентства по рыболовству (ФАР) Андрей Крайний, информирует сайт Росрыболовства.
Необходимость этого предложения связана с тем, что введенная норма об обязательной доставке улова на таможенную территорию России привела к издержкам непроизводственного и финансового характера, которые несут рыбопромышленные предприятия.
У рыбаков уходит немало времени на предоставление ряда документов и уплаты таможенных сборов за таможенное оформление, суда задерживаются.
Как считает глава ФАР А. Крайний, эту проблему решит отказ от уплаты таможенных сборов за оформление рыбы при ввозе её на таможенную территорию страны. «Это предложение было согласовано с Федеральной таможенной службой, однако не поддержано Минэкономразвития и Минфином», – заявил он.
Как подчеркнул А. Крайний, в 2009 году этот вопрос не раз поднимали предприятия рыбохозяйственного комплекса и органы власти прибрежных регионов.
В отношении любой продукции морского рыболовства, добытой в исключительных экономических зонах этих стран и за их пределами, и доставляемой в порты этих государств не существует процедуры «таможенной очистки». «У нас же, к сожалению, всё иначе», – посетовал руководитель Росрыболовства.

Добавить комментарий