Во Владивостоке проходят масштабные обсуждения законопроекта о свободном порте
В мероприятии принял участие советник министра по развитию Дальнего Востока Павел Волков, главный федеральный инспектор по Приморскому краю Олег Бузунов, глава города Владивостока Игорь Пушкарев, представители краевой администрации, муниципальных образований Приморья, деловых кругов, научные деятели и эксперты – всего около 100 человек. Форум прошел на площадке Владивостокского морского торгового порта.
К собравшимся с приветственным словом обратился Валерий Местулов, генеральный директор ОАО “Владивостокский морской торговый порт”. Он подчеркнул, что создание Свободного порта во Владивостоке должно в первую очередь коснуться бизнеса в Приморском крае, сформировать условия для его опережающего развития. “Нас привлекли к обсуждению законопроекта, – отметил Валерий Местулов. – Мы написали много замечаний, и много было учтено”.
Законопроект участникам и гостям бизнес-клуба “Диалоги” представил советник Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока Павел Волков. «Мы с коллегами из администрации Приморского края и города Владивостока видим свободный порт комплексным проектом, который должен воплотить весь потенциал Приморского края и стать экспериментальной площадкой для формирования новой региональной экономики, которая основана на учете реальных региональных проблем и соответствующих возможностей», – рассказал представитель Минвостокразвития.
По словам Павла Волкова, законопроект уже существует во второй редакции, которая учитывает замечания и комментарии, подготовленные при участии администрации Приморского края и муниципальных образований. Так, изменился состав территории Свободного порта Владивосток – теперь это не семь, а девять муниципальных образований. Исключено деление Свободного порта Владивосток на типы территорий (промышленную, портовую, технико-внедренческую и туристическую). Были взаимоувязаны территории Свободного порта Владивосток и территории опережающего развития, которые будут создаваться на территории Приморского края, а также правоотношения между резидентами Свободного порта Владивосток и резидентами ТОР. Изменены функции органов управления Свободного порта Владивосток – возросла роль Наблюдательного совета как высшего коллегиального органа управления.
Минвостокразвития планирует доработать законопроект по целому ряду направлений. Так, министерство намерено отразить в законопроекте ряд аспектов, связанных с упрощением процедур захода морских судов в морские порты, вопросы портовой деятельности, транзита, деятельности в акватории портов. Кроме того, предстоит найти решение для большого блока вопросов, связанных с упрощением градостроительной деятельности в части получения различных разрешений и согласований для строительства, включая строительство водных объектов.
Открытым остается вопрос о сроке безвизового пребывания в свободном порту для иностранных граждан. Изначально заявленный срок в 72 часа будет пересматриваться в сторону увеличения, “возможно счет пойдет даже не на часы, а на дни”, – сказал представитель Минвостокразвития.
Кроме указанных мер также разработан ряд изменений в воздушное законодательство, предложена новая практика реализация принципа «открытого неба”.
В ходе последовавшего открытого обсуждения законопроекта о свободном порте участники заседания задали ряд вопросов и высказали предложения. Так, многих интересовало, смогут ли существующие предприятия стать резидентами свободного порта и получить соответствующие льготы. По словам Павла Волкова, ограничений нет – если предприятие зарегистрировано на территории свободного порта и соответствует требованиям, прописанным в законопроекте, оно может стать резидентом. “Единственное – вопрос о мерах поддержки, которые получит резидент, – пояснил представитель Минвостокразвития. – Конкретика по применению мер поддержки будет зависеть от видов деятельности предприятия, приниматься на уровне подзаконных актов и регулироваться наблюдательным советом свободного порта».
Андрей Олейник, директор по розничному бизнесу “Альфабанка”, задал вопрос о целевых показателях по экономическому развитию края, которые закладываются в механизм свободного порта. В ответ мэр Владивостока Игорь Пушкарев озвучил данные предварительных расчетов, в соответствии с которыми эффект от законопроекта оценивается как утроение ВРП Приморского края в период до 2025 года.
Эффект от статуса свободного порта – это развитие территории, рост экономики, и, самое главное, закрепление здесь людей, увеличение численности населения. По предварительным расчетам, за десять лет свободный порт утроит экономику Приморского края и даст экономический прирост на 34% в масштабах Дальневосточного федерального округа.
Начальник отдела развития транспорта ДНИИМФ Михаил Холоша обратил внимание собравшихся, что целесообразно рассматривать свободный порт не как территорию, а как специальный экономический режим на этой территории. Михаил Веселов, председатель комитета по местному самоуправлению, правопорядку и законности Думы города Владивостока, предложил включить в наблюдательный совет представителей бизнес-ассоциаций, упомянув при этом четыре, по его мнению, наиболее сильные объединения: ТПП, РСПП, “Деловая Россия” и “Опора России”. Он же призвал участников заседания приложить усилия и поддержать законопроект, чтобы он был принят в ускоренном режиме.
Напомним, предложение предоставить Владивостоку статус свободного порта с привлекательным, облегченным таможенным режимом был озвучен Президентом России Владимиром Путиным в Послании Федеральному Собранию.
Соответствующий законопроект был подготовлен Минвостокразвития, в настоящее время он находится на стадии общественного обсуждения. Министерство уже получило ряд конструктивных предложений к тексту законопроекта, собранных Администрацией Приморского края на муниципальном и краевом уровне, а также в результате экспертных слушаний. С учетом мнений экспертного сообщества 18 марта Минвостокразвития обновило текст законопроекта.
Законопроект предлагает распространить статус Свободного порта Владивосток сразу на девять районов и городских округов Приморья. Резидентами новой зоны смогут стать не только порты, но и аэропорт, предприятия и компании, работающие в туристической отрасли. Особое экономическое положение для данных территорий создается сроком на 70 лет, при этом срок существования свободного порта может быть продлен законом.
Добавить комментарий