Во Владивостоке обсудили проблемы и перспективы меховой отрасли Приморья
Встреча «Меховая отрасль Приморья: вчера, сегодня, завтра», организованная отделом правовой и деловой информации Приморской краевой публичной библиотеки им. А.М. Горького, прошла во Владивостоке. Ее участниками стали представители администрации Приморского края, охотничьих хозяйств, предприниматели, занимающиеся разведением зверей, а также профессора Приморской государственной сельскохозяйственной академии и другие заинтересованные лица. На протяжении нескольких часов участники встречи обсуждали положение дел в меховой отрасли и перспективы ее развития. Об этом передает ДВ-РОСС.
История отрасли
В 2015 году отмечается 110-летие меховой отрасли в России. Первые специализированные предприятия появились в конце XIX века. С 1929 по 1940 годы меховая промышленность развилась в отрасль промышленного производства. Были реконструированы и построены новые крупные меховые предприятия в Приморье, Москве, Казани, Ленинграде, Харькове, Кировской области и др., организована Центральная научно-исследовательская лаборатория (в 1943 преобразована во Всесоюзный научно-исследовательский институт меховой промышленности). Совершенствовалась технология обработки шкурок. Предприятия оснащались новым оборудованием. За 1928-40 выпуск продукции увеличился в 11 раз.
Активно развивалась меховая отрасль и в Приморье. Так, песца и лисицу начали разводить на острове Путятин. Затем предприятия меховой промышленности появились в Сидими и Майхе. В пригороде Владивостока в районе Седанки работала пересылочная база, через которую проходили тысячи зверей.
В советские времена четыре предприятия из Приморского края входили в число крупнейших на территории всего СССР.
Наибольшее число зверохозяйств в Приморье работало в середине 1990-х годов — 22-23. Затем начался резкий спад — семь хозяйств в 2000 году, четыре — в 2002 году. Примерно такая же динамика сложилась в отношении поголовья зверей: 273,3 тысячи в 1995 году, 27 тысяч — в 2000 году и четыре тысячи — в 2015 году.
В настоящее время в Приморье работает лишь одно хозяйство, в котором зверей выращивают в клетках, — норковая ферма в поселке Валентин. Кроме того, в нескольких районах края продолжается добыча зверей профессиональными охотниками-заготовителями.
Что можно сделать для развития отрасли?
На встрече большое внимание уделили тем мерам, которые могут помочь в восстановлении утраченных позиций Приморья в меховой отрасли. Пример успешных хозяйств в Иркутской области и других субъектах Российской Федерации говорит о том, что спрос на мех и меховые изделия упал не так сильно, как кажется на первый взгляд. Помочь с развитием предприятий на местах готовы и федеральные, и региональные власти. Однако и самим бизнесменам нужно постараться, например, чтобы подвести параметры своего производства под те жесткие нормативы, которые и являются одним из условий для получения бюджетного финансирования.
Рынок мировой торговли пушниной в 2012–2013 годах превысил $40 млрд, отмечается на сайте Международной федерации меха (IFF). В производстве применяются шкуры более 100 видов животных, самые дорогие – соболь (особенно баргузинский), норка (особенно американская черная норка, известная как блэкглама), шиншилла, песец, каракуль. Около 85% всех видов проданного меха – это шкурки зверьков, выращенных на специальных фермах, 15–20% приходится на диких животных, считает IFF, при этом большинство шкурок были произведены на фермах Европы (60%), Китая (25%), Северной Америки (10%) и России (5%). Такие данные приводит РБК.
В настоящее время на мировом рынке наблюдается переизбыток предложения, что привело к снижению цен на крупнейших мировых аукционах. Однако, как рассказали на встрече во Владивостоке, качественный российский мех часто не доходит до аукционов — его раскупают задолго до них. Именно такая ситуация сложилась в Иркутской области.
Представители администрации Приморского края рассказали о мерах государственной поддержки в отношении предприятий меховой отрасли, которые поставляют продукцию для таких организаций, как Магазин женских жилеток из меха — kozhakurtki.ru. Так, хозяйство, работающее в форме товарного, может получить около одного млн рублей, а хозяйство-репродуктор (имеющее в наличии самок зверей) — в два раза больше. Кроме того, звероводы могут рассчитывать на большие средства — для этого необходимо оформить документы для создания семейной фермы. В таком случае сумма гранта может составить до 10 млн рублей. Однако в перечень зверей для разведения пока не включена шиншилла. Впрочем, по словам участников встречи, она не пользуется большим спросом.
На встрече затронули и другие важные аспекты развития меховой отрасли. Так, ни одно хозяйство не будет работать эффективно без наличия рядом достаточной кормовой базы. Кормить зверей можно и морскими субпродуктами, а можно и тем, что дает тайга, например, шелухой шишек кедра и некоторыми растениями. Научная база для таких технологий уже есть — приморские ученые уже защитили соответствующие диссертации. Например, профессор Приморской государственной сельскохозяйственной академии Наталья Рассказова изучала влияние препарата «Кед» (приготовленного из шелухи шишек кедра) на шкурковую продукцию и сохранность норки.
Что касается охотников-заготовителей, то они посетовали на очень плохое качество нормативно-правовой базы. К примеру, даже федеральное законодательство в некоторых аспектах противоречит само себе — это касается лимитов, установленных на добычу зверя. Так, местным властям запрещается ограничивать представителей коренных малочисленных народов в заготовке зверей для собственных нужд. В то же время федеральные власти требуют соблюдать лимит на добычу зверя. Охотники резюмируют — дайте четкие правила игры, и мы будем работать.
Участники встречи по-разному оценили перспективы развития заготовки зверей охотниками. Кто-то считает, что постепенно этот вид промысла сойдет на нет, уступив место клеточному разведению зверей. А кто-то, напротив, верит в то, что зверей по-прежнему будут добывать в лесу. Тем более для жителей отдаленных населенных пунктов, расположенных в лесистой местности, это порой практически единственный стабильный источник дохода.
В то же время необходимо привлекать молодых охотников-заготовителей. Но это очень затратное дело.
Пока действующее законодательство не стимулирует развитие охотничьего промысла, резюмировали на встрече.
Участники встречи «Меховая отрасль Приморья: вчера, сегодня, завтра» активно дискутировали по многим вопросам, что говорит об их заинтересованности в развитии отрасли. Планируется, что все предложения, прозвучавшие на встрече, будут опубликованы в отраслевых СМИ. Кроме того, их передадут и соответствующим органам государственной власти.
Добавить комментарий