ВОЗМОЖЕН ЛИ В РОССИИ РЫБОЛОВНЫЙ ТУРИЗМ
ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ, 19 апреля, ДВ-РОСС. На прошлой неделе (12 апреля) в Камчатской краевой библиотеке имени С.П. Крашенинникова состоялся международный семинар «Обмен опытом и информацией о современном состоянии рыболовного экотуризма в России (Камчатка, Кольский п-ов) и США».
Семинар организовала Региональная общественная организация «Камчатское общество экотуризма» при поддержке Центра Дикого Лосося (США), учебно-методического центра «Наша Сфера», Ассоциации особо охраняемых территорий Камчатского края, Службы Леса (США).
Участниками рассматривался широкий круг вопросов, связанных с развитием и современным состоянием рыболовного туризма и в целом любительского и спортивного рыболовства на Камчатке. Благодаря представительному собранию, среди которого были руководители ведущих камчатских рыболовно-туристических компаний, пользователи рыбопромысловых участков для организации любительского и спортивного рыболовства, представители министерства рыбного хозяйства Камчатского края, управления Севвострыбвод, КамчатНИРО и просто заинтересованные и неравнодушные люди, состоялся очень откровенный разговор по многогранным аспектам рекреационного рыболовства.
Тон заинтересованной и продуктивной работе семинара задал Мариуш Врублевский (представитель Центра Дикого Лосося), рассказавший о 20-тилетнем опыте развития рыболовного туризма на Кольском полуострове. На примере спортивного рыболовства на одной из лучших семужных рек Мурмана – реки Поной, он показал, насколько может быть экологически устойчивым и экономически эффективным рациональный и комплексный подход к организации рыболовного туризма.
Залогом успешного развития послужил именно комплексный подход в решении всех организационных вопросов. Первые оценочные экспедиции в начале 90-х годов прошлого века, проведенные компаниями Frontiers и G.Loomis — лидерами мировой нахлыстовой рыбалки, выявили насколько ценный и значимый потенциал Кольских рек в отношении спортивной рыбалки атлантического лосося. Необходимо подчеркнуть особо: в мировой рыболовной «табели о рангах» атлантический лосось или сёмга занимают самую вершину пьедестала, оставляя далеко внизу других лососёвых собратьев. При этом, как в самом аристократическом обществе, огромное значение придаётся родословной или происхождению объектов лова, с той лишь разницей, что элитой являются дикие естественные популяции. Наряду с высокой оценкой рыболовного ресурса, эксперты осознали и массу сопутствующих проблем, характерных для смутного постперестроечного периода.
Невзирая на государственный хаос той поры (а может и благодаря этому), воплощение «рыболовного рая» базировалось на принципах и стандартах мировой рыболовной культуры. Поскольку вершиной эволюции рекреационного рыболовства признаны традиции американской нахлыстовой рыбалки, изначально закладывались жёсткие требования по высокому качеству обслуживания гостей, этике и режиму рыболовства. В условиях несовершенства федерального законодательства и возможности правовой инициативы регионов, руководством Мурманской области была признана необходимость установить требования по обеспечению научного подхода к организации этого вида рыболовства и охраны рыбных ресурсов и среды обитания.
Для справедливости отмечено, что прагматичные капиталисты «вложились» в поддержку науки и рыбоохраны на Кольском полуострове не из альтруизма и гуманных побуждений, а в рамках поставленных условий – «игра стоила свеч». В результате совместных усилий сформировалась устойчивая региональная система научного обеспечения и рыбоохраны любительского и спортивного рыболовства. Докладчик с сожалением отметил, что с реорганизацией структуры контролирующих органов в сфере рыболовства, достигнутые позиции и функциональность государственной рыбоохраны на современном этапе в значительной мере утрачены.
Тем не менее, благодаря усилиям компании получены весьма впечатляющие результаты в отношении охраны реки и сохранения популяции сёмги. В течение всего сезона (от начала ледосплава до ледостоя) организовано патрулирование реки с привлечением инспекторов рыбоохраны. На границах рыбопромысловых участков ведётся круглосуточная охрана и наблюдение с применением фото и видеосъемки. Помимо обязательного разъяснения гостям о необходимости бережного отношения к лососям и окружающей среде, размещены банеры с такими обращениями. Ведётся ежедневная рыболовная статистика.
В рамках реализации научной программы изучены особенности биологии, закономерности анадромной миграции производителей и ската молоди атлантического лосося на реке Поной. Исследованы нерестово-выростные угодья (НВУ) бассейна реки Поной и определена их площадь. Добившись ликвидации рыбоучётных заграждений (РЗУ), разработали методику оценки численности лосося в новых условиях эксплуатации запаса. Проанализирована зависимость количества заходящих на нерест производителей от температурных условий морской среды. Оценено влияние рекреационного рыболовства на состояние популяции лосося. Определены сохраняющий и управляющий лимиты и разработана схема эксплуатации атлантического лосося р. Поной в современных условиях.
В конечном итоге, реализация научной программы на р. Поной изменила взгляд на сохранение атлантического лосося во всем мире – оказывается возможно сохранение и даже улучшение качества естественных популяций атлантического лосося в сочетании с устойчивым и экономически эффективным их использованием. В качестве подтверждения приведены данные по динамике результативности лова рыбаков. Средняя встречаемость сёмги в уловах за период с 1991 по 2009 гг. возросла почти в два раза – с 3,5, до 6,5 экз./человека в день. У большинства опытных рыбаков этот показатель достигал 14 экз./человека в день или 100 экз. в неделю.
Качественное состояние объектов лова высоко ценится на рынке рыболовного туризма – при сезонной посещаемости Кольского полуострова в объёме около 2 500 рыбаков, современная стоимость недельного рыболовного тура на реках Мурмана колеблется от 5 до 20 тыс. долларов США. Тем не менее, не взирая на искушение «урвать пока возможно», на реке Поной жёстко придерживаются научно-обоснованных ограничений по рыболовно-рекреационной нагрузке, которая составляет 300 человек в течение сезона (18 недель), или около 17 человек единовременно пребывающих на 50-километровом рыбопромысловом участке. Всего за 16-летний период участок посетили около 4 000 рыбаков.
Несложно получить представление об экономической эффективности использования рыбного ресурса. Даже без учёта стоимости рыболовного снаряжения и транспортных расходов, цена одной пойманной и отпущенной сёмги может варьировать от 100 до 400 долларов (3-12 тыс. руб.). И это при том, что рыба не гибнет и оставляет потомство. Видимо поэтому управляющая компания считает оправданными ежегодные инвестиции в организацию охраны и научные исследования в объёме свыше 350 тысяч долларов.
Наряду с очевидными успехами, докладчик отметил и ряд проблемных аспектов, с которыми сталкивается компания. Вопрос браконьерства, по прежнему, остаётся актуальным. Возникают сложности в организации постоянного присутствия рыбных инспекторов на реке. Определенные ограничения законодательства в вопросах охраны биоресурсов. Неконтролируемое качество охраны и организации сохранения лосося на верхнем участке реки. Из-за ограничений по использованию рыбных ресурсов складываются сложные отношения с местным населением.
В ходе обсуждения доклада Мариуш ответил на множество вопросов, связанных с оценкой развития спортивного рыболовства в России и Северной Америке. Представитель родовой общины коренных малочисленных народов Севера (КМНС) «Яяр» Людмила Игнатенко поинтересовалась отношением североамериканских индейцев к форме рыбного лова по принципу «поймал-отпустил». Присутствующие сошлись во мнении, что культура бережного отношения коренных народов к рыбе, как средству пропитания, безусловно, заслуживает уважения и признания, но и культура использования рыбы в рекреационных целях, присущая современному обществу, достойна не менее уважительного отношения.
Тему огромного значения рационального использования природных ресурсов в целях активного отдыха и восстановления продолжила Лиз Клоуз, представитель Службы Леса (США). На примере опыта управления охраняемых природных территорий и национальных парков США показано, насколько эффективно применение принципов экологической ответственности общества, в частности реализация программы «Не оставь следа» (Leave No Trace).
Начальник отдела министерства рыбного хозяйства Камчатского края Владимир Давыдов заострил внимание на необходимости более широкого взгляда на современные формы любительского и спортивного рыболовства. Помимо рыболовного туризма, на Камчатке традиционно востребован любительский лов в целях потребления. Отмечено, что ещё с конца 70-х годов прошлого века, задолго до «эры рыболовного туризма», организацию и обеспечение такого рыболовства на полуострове вполне успешно осуществлял Камчатрыбвод. И на современном этапе правительство края также уделяет большое внимание созданию условий для реализации потребностей рыбаков-любителей полуострова. В отличие от соседних дальневосточных регионов, на Камчатке создано свыше 160 рыбопромысловых участков для организации любительского и спортивного рыболовства и на эти цели выделяются значительные лимиты тихоокеанских лососей. Особо подчеркивалось, что Правила рыболовства и существующий перечень рыбопромысловых участков, отражающий традиционные и востребованные места лова, не являются незыблемым сводом документов. Имеются возможности для внесения изменений и дополнений, при обосновании такой необходимости.
Руководитель ФГУ «Севвострыбвод» Дмитрий Зайцев рассказал о современных условиях организации любительского и спортивного рыболовства, особо отметив сложную ситуацию, возникшую в прошлом году на многих реках в связи с расширением возможностей рыбного лова для КМНС. В предстоящем сезоне, по его мнению, также возможны сложности. Пользуясь правом первоочередного удовлетворения своих потребностей, родовые общины Камчатского края уже подали заявки на объёмы вылова чавычи по западному побережью, которые превышают рекомендации по возможному вылову для всех видов рыболовства (КМНС, обеспечения научных исследований, в целях рыбоводства, любительского и спортивного, промышленного).
Тему назревшей необходимости правового урегулирования взаимоотношений КМНС и пользователей рыбопромысловых участков продолжил руководитель ООО «БИГ-РИВЕР» Виталий Колисниченко. На закрепленных за компанией участках на реке Большой возникали конфликты между рыбаками-любителями (оплатившими путёвки) и артелями родовых общин, облавливавших сетями места спиннингового лова. За исключением сложностей с пресечением браконьерства, докладчик отметил, что компания вполне успешно отработала в прошлом сезоне. За счёт широкого распространения путёвок и относительно низкой их стоимости (200 руб.), обеспечивался доступ к чавычовой и кижучовой рыбалке для всех желающих.
В целях планомерного развития рыболовного туризма на закреплённых участках компанией «БИГ-РИВЕР» организован приём предварительных заявок от рыболовно-туристических компаний на предстоящий сезон.
Представитель КамчатНИРО Игорь Шатило в своём докладе о тенденциях развития рыболовного туризма на Камчатке затронул широкий круг вопросов, связанных с особенностями распределения этого вида нагрузки по рекам полуострова и её проявлениях на экологическом состоянии объектов лова. На основе анализа посещаемости камчатских рек показано, что объёмы нагрузки рыболовного туризма обусловлены главным образом только коммерческим спросом и её распределение очень неравномерно. Почти треть из общего объёма приезжих рыбаков проводят рыбалку на реке Быстрая-Большая. Оставшаяся доля, распределялась по нескольким основным «рыболовным» рекам: Жупанова – 22%; Опала – 9%; Седанка – 6%; Колпакова и Пымта около 5%; Вахиль, Озёрная Восточная, Двухюрточная и Коль около 2-3%. На прочие, из более 50 водных объектов полуострова, приходится лишь около 17% посещений.
По результатам исследований выявлено, что такие условия наиболее неблагоприятно отражаются на экологическом состоянии популяций микижи – снижается встречаемость в уловах и качество биологической структуры.
Отмечалось, что в течение всего исторического периода освоения ресурсов тихоокеанских лососей, их легальный промысел (на рыбопромысловых участках) был сконцентрирован на морском прибрежье и в приустьевых участках рек. На современном этапе предусмотрены РПУ (для любительского и спортивного рыболовства и КМНС) на обширных участках речных бассейнов (являющихся зоной воспроизводства тихоокеанских лососей), которые ранее не использовались как рыбопромысловые участки. При этом правовым регламентом регулируется, главным образом, только лов с изъятием тихоокеанских лососей (в пределах выделяемых квот), без учёта вылова других видов (микижа, хариус, гольцы), а также объёмов лова по принципу «поймал-отпустил». Закрепление РПУ за пользователями проводилось без предварительной инвентаризации рыбных ресурсов в пределах участков, что не позволит объективно оценивать эффективность их использования и выявлять изменения качества водных биоресурсов и среды их обитания в процессе эксплуатации.
Отсутствие правовых требований по рациональному режиму использования РПУ (с учётом единовременной и сезонной рекреационной ёмкости участков, способов лова и применяемых снастей, типов и количества плавсредств), а также требований по мониторингу экологического состояния объектов лова, может привести к непредсказуемым последствиям.
Наиболее жаркая и многоплановая дискуссия развернулась при выступлении руководителей рыболовно-туристических компаний. Подверглись критике итоги и критерии конкурса по закреплению РПУ для организации любительского и спортивного рыболовства, в результате которого подавляющее большинство компаний с многолетним опытом и историей развития не получили прямого доступа к ресурсам. Отмечалась предвзятость и нерациональность критериев конкурса, согласно которым беспроигрышные преференции получали компании, ранее не работавшие в этой сфере, а их потенциальные возможности оценивались на основе «научной фантастики» их бизнес-планов. Не менее абсурдно выглядит требование по максимальному развитию инфраструктуры на всех рыбопромысловых участках (в условиях Камчатки – нерестово-выростных угодьях; напрашивается сравнение — как казино в родильном доме). По единодушному мнению большинства собравшихся, итоги прошедшего конкурса по долгосрочному закреплению РПУ расцениваются как организованное государственными структурами рейдерство в отношении камчатских рыболовно-туристических компаний. В подтверждение приводились примеры из прошлого сезона, когда на некоторых реках необоснованно ограничивался доступ к рыболовным ресурсам.
Как противоположная крайность, отмечалась слабая организация контроля на многих закрепленных участках.
Обсуждались проблемные аспекты, связанные с несовершенством правового обеспечения, в частности отсутствие внятных критериев ценообразования путёвок на добычу водных биоресурсов. Не находит законодательного признания давно используемая на практике форма лова по принципу «поймал-отпустил», что создаёт предпосылки для неконтролируемого, неучтённого, незаконного рыболовства (ННН–лова).
Важнейшую проблему, препятствующую полноценному развитию спортивного рыболовства и в целом индустрии туризма на Камчатке, затронул руководитель ООО «Утгард» Виктор Ребриков, приведя яркий пример развития своей компании, которая более полутора десятка лет принимала 150-200 американских рыбаков и охотников в год. Из-за прекращения прямого авиасообщения с Американским континентом и абсолютно равнодушной позиции к этой проблеме руководства края, уже два года зарастают травой отстроенные лагеря и врастают в землю оставленные там лодки. Международная транспортная изоляция Камчатки поставила под угрозу всю его прежде успешную деятельность. Возможно в меньшей степени, но эта ситуация отразилась на эффективности работы большинства камчатских операторов.
Подводя итоги семинара, собравшиеся сошлись во мнении, что состоялось продуктивное общение и обмен разносторонними взглядами, позволяющими объективно оценить проблемы и современное состояние любительского и спортивного рыболовства на Камчатке, и самое важное, объединив усилия, совместно влиять на его эволюцию, сообщает Рыба Камчатского края
Добавить комментарий