Российские ученые высадились на лед у Северного полюса для создания дрейфующей станции
«Участники дрейфа уже на месте, их 22 человека. Они заняты установкой научного оборудования. В трехмесячный дрейф пойдут 18 человек, в том числе семь сотрудников Арктического и Антарктического НИИ Росгидромета. Официальное открытие станции назначено на 18 апреля», — сказал Сычев, передает ДВ-РОСС со ссылкой на ТАСС.
Самолет заменил ледокол
Для высадки на лед участников дрейфа использовали самолет вместо привычного в таких случаях ледокола. «Самолет приземлился на ледовую взлетно-посадочную полосу у самого полюса. Оттуда вертолетом людей и грузы доставили к заранее выбранной для дрейфа льдине», — рассказал Юрий Сычев. Этот способ намного дешевле похода на ледоколе и к тому же оперативнее. Возможность использовать авиацию, по его словам, возникла благодаря российским военным, высадившимся ранее в районе полюса и оборудовавшим взлетно- посадочную полосу.
Присутствие в Арктике
Одна из задач дрейфующей станции «Северный полюс — 2015» — геополитическая. «Нам необходимо сохранять свое присутствие в Арктике. После эвакуации дрейфующей станции «Северный полюс 40″ в июне 2013 года из-за разлома льдины, это первая российская дрейфующая станция, — отметил собеседник агентства. — Коллеги из Норвегии успели за это время высадить две дрейфующие станции». В Арктическом и Антарктическом НИИ сообщили, что в этом году дрейфующую станцию «Северный полюс — 41» институт самостоятельно открывать не будет. Прошлый год был пропущен по причине перерасхода средств на досрочную эвакуацию станции «Северный полюс 40». Финансирование станции «Северный полюс — 2015», как уточнил Сычев, будет осуществляться за счет прямой субсидии федерального бюджета, окончательный размер которой согласовывается.
Научная и практическая цели
Участники дрейфа станции «Северный полюс — 2015» станут свидетелями самого динамичного арктического сезона.
По сложившейся за многие годы работы в Арктике традиции, дрейфующие станции открывались осенью, после окончания теплого сезона, когда была уверенность в надежности выбранной для дрейфа льдины, экспедиция занимала год. Ледокол решал сразу две задачи — по снятию предыдущей и высадке новой дрейфующих станций. Со станцией «Северный полюс — 2015» получилось иначе, ее дрейф начинается в период бурного таяния арктических льдов и продлится до июня.
«Главная научная задача ученых на станции «Северный полюс — 2015″ зафиксировать все проявления изменений в Арктике, связанных с глобальным потеплением», — отметил Сычев. Ученые будут вести океанологические, биосферные, аэрологические наблюдения и геомагнитные измерения. Их результаты покажут, есть ли условия для активизации судоходства по Северному морскому пути (СМП) и благоприятствуют ли климатические изменения в Арктике строительству транспортного флота и его береговой инфраструктуры», — отметил Сычев.
Официальное открытие первой в мире дрейфующей станции «Северный полюс — 1» (СП-1) состоялось 6 июня 1937 в 20 км от Северного полюса. Экспедиция длилась девять месяцев, льдина прошла более 2000 км. Ее руководителем был известный полярник Иван Папанин.
Добавить комментарий