ДЕПУТАТЫ ПЫТАЮТСЯ ОТСРОЧИТЬ РОСТ ЦЕН НА УСЛУГИ ЖКХ
Суть перекрестного субсидирования состоит в том, что оно предполагает установление разных тарифов на одни и те же услуги для различных категорий потребителей. При этом убытки организаций, оказывающих услуги населению по более низким тарифам, покрываются за счет более высоких тарифов для промышленных или сельскохозяйственных потребителей. Именно ликвидация перекрестного субсидирования была провозглашена одной из главных задач масштабного реформирования жилищно-коммунального хозяйства. Ранее предполагалось, что она будет проходить поэтапно до 2011 года, однако запланированной постепенности процессу явно не хватило: во многих регионах «долго запрягали», а потом бросились наверстывать упущенное. Это привело к тому, что тарифы в некоторых городах выросли в 2010 году сразу на 40–50%.
Власти провели мониторинг ситуации, и оказалось, что из 15 тыс. проверенных муниципальных образований 147 нарушили закон, превысив свои полномочия в вопросе повышения коммунальных платежей. Еще 1046 муниципалитетов хоть и действовали формально в пределах полномочий, но повышение тарифов там тоже было существенным, в некоторых случаях оно достигало 300%. По версии вице-премьера правительства Дмитрия Козака, которому пришлось даже докладывать о положении дел президенту, причиной явилось то, что в прошлые годы эти муниципалитеты не позаботились о постепенном снятии ряда субсидий, сделав это одномоментно с начала года, «в частности путем увеличения нормативов потребления коммунальных услуг». «Это грех двойной – напрямую перекладывать неэффективность работы предприятий ЖКХ и потери в сетях непосредственно на потребителя», – сказал тогда г-н Козак.
Чтобы власти городов и весей не наступили в будущем на те же грабли, правительство РФ попросило Госдуму продлить срок перехода к 100-процентной оплате услуг ЖКХ для муниципалитетов в регионах России. Депутаты не заставили себя долго ждать, и соответствующий законопроект был принят думцами в пятницу сразу во втором и третьем чтениях. По мнению парламентариев, отсрочка позволит избежать роста тарифов на коммунальные услуги для населения. Законом предусмотрен перенос срока, к которому должно быть ликвидировано «перекрестное субсидирование» как условие предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда реформирования ЖКХ, с 1 января 2011года на 1 января 2012-го.
Правда, есть в документе один важный нюанс. Чтобы воспользоваться правом получения денег на поддержку, регионы и муниципальные образования должны отвечать неким критериям, установленным наблюдательным советом фонда. Но критериев этих еще нет. Как пояснил председатель комитета Госдумы по строительству и земельным отношениям Мартин Шаккум, такие критерии могут быть установлены на основании анализа прямого и косвенного влияния ликвидации перекрестного субсидирования на рост тарифов, а также возможностей регионов обеспечивать компенсации такого роста (в том числе предоставляя гражданам субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг).
Впрочем, эксперты не уверены, что принятое решение способно изменить ситуацию к лучшему. «Субсидирование безусловно нужно ликвидировать, но, к сожалению, последствия просчитали уже после того, как тарифы резко подняли, – поделилась с «НИ» член комитета Госдумы по строительству и земельным отношениям Галина Хованская. – Поскольку отсутствует анализ последствий принятых решений, все эти меры принимаются задним числом. Отсюда возникает вопрос, а не опоздали ли с этим? Тарифы ведь уже подняли».
Член комиссии Мосгордумы по городскому хозяйству и жилищной политике Андрей Клычков считает, что гражданам не стоит рассчитывать на то, что с продлением сроков ликвидации субсидирования рост тарифов остановится. Традиционного ежегодного повышения все равно не избежать. «Мораторий на отмену перекрестного субсидирования не принесет облегчения, это лишь временная мера, причем вынужденная, – сообщил депутат «НИ». – Одна из основных причин роста тарифов – это уход государства от ответственности в сфере тарифной политики. В частности, государство передало полномочия по определению стоимости оказываемых услуг частным компаниям с ничтожным уставным капиталом, а они просто извлекают прибыль, но при этом не вкладывают деньги в развитие и модернизацию ЖКХ. Государство обязано осуществлять контроль за тарифной политикой, но оно этого не делает, поэтому полумеры, к тому же запоздалые, проблему вряд ли решат». ЕВГЕНИЯ ЗУБЧЕНКО
Добавить комментарий