«Роснефть» осталась без поддержки зарубежных партнеров при добыче нефти и газа в Арктике
В феврале стало известно, что компания направила в Роснедра список участков для внесения изменений в условия лицензий. В нем 12 проектов (10 на шельфе и два в транзитных зонах морей) в Охотском, Баренцевом, Печорском, Восточно-Сибирском морях. Причина – уход иностранных партнеров из проектов и большие инвестиции в шельфовые проекты, говорил источник «Ведомостей», близкий к Роснедрам.
Для работы на шельфе «Роснефть» заключила соглашения с ExxonMobil, Eni, Statoil. В 2014 г. с Exxon она пробурила первую скважину «Университетская-1» на участке Восточно-Приновоземельский-1 в Карском море. По итогам работ «Роснефть» сообщила об открытии нового месторождения, названного «Победа» (запасы по категориям С1 + С2 – 130 млн т нефти и 499,2 млрд куб. м газа).
Вторую скважину планировалось пробурить в 2015 г. Но работы пришлось перенести на 2016 г. из-за санкций США и ЕС против России. Они запретили, в частности, американским и европейским компаниям ввозить оборудование для работ в российской части Арктики, а также оказывать услуги для таких проектов. К тому же «Роснефть» осталась без буровой установки: West Alpha (принадлежит North Atlantic Drilling), с помощью которой она бурила первую скважину в Карском море, пришлось вернуть в Норвегию. Новую пока не нашли.
У «Роснефти» 48 шельфовых участков с перспективными ресурсами в 41,8 млрд т нефтяного эквивалента. Коммерческая добыча планировалась после 2025 г. Инвестиции «Роснефти» в Арктику в ближайшие 20–25 лет могут составить $500 млрд, говорил в начале года министр энергетики Александр Новак.
В четверг агентство Reuters со ссылкой на источники сообщило, что бурение и второй скважины в Карском море может быть отложено. «Пока все экономические и внешние обстоятельства такие, что и в 2017 г. скважины, скорее всего, не будет. Пока «Роснефть» в ожидании, что будет снят санкционный режим, что ExxonMobil снова начнет работу. Без Exxon «Роснефть» сама не хочет работать», – сказал собеседник Reuters. Бурение может застопориться на несколько лет, отметил другой источник агентства.
«Роснефть» при реализации шельфовых проектов строго придерживается условий выданных лицензий на право пользования недрами и проводит работы с превышением установленных лицензиями обязательств, – прокомментировал ее представитель информацию Reuters. – Планы компании по работам в 2016–2017 гг. предусматривают безусловное выполнение всех работ, предусмотренных лицензиями». Представитель ExxonMobil отказался от комментариев.
«С арктическим шельфом сейчас все очень сложно: нет партнера и оборудования, а при таких долгах [«Роснефти»] и низких ценах на нефть бурение [в Карском море] – это удар по кошельку компании», – сказал собеседник Reuters. Чистый долг «Роснефти» на конец 2014 г. составлял $43,8 млрд.
«Роснефти» сложно будет найти компанию, которая бы согласилась работать на тех же условиях, что ExxonMobil и другие ее партнеры, говорит старший аналитик «Альфа-банка» Александр Корнилов. Иностранные компании финансируют геолого-разведочные работы на шельфе. ExxonMobil уже признала возможный убыток в $1 млрд от остановки работ с «Роснефтью», если ни один их проект не состоится. Кроме снятия санкций цена на нефть должна быть выше $80 за баррель для таких проектов, отметил аналитик. В любом случае коммерческая добыча могла начаться не ранее 2020 г., а теперь может быть отложена до лучших времен, заключил Корнилов.
Источник — «Ведомости»
Добавить комментарий