Правительству России предложили отсрочить переход на экологический стандарт «Евро-5»
В конце июля Минпромторг направил в правительство доклад о целесообразности отсрочки перехода на двигатели стандарта «Евро-5», рассказал «Ъ» собеседник в отрасли. Но если ранее это обсуждалось в отношении всех автозаводов, то теперь предлагается дать льготу только тем, кто выпускает коммерческий транспорт и автомобили категории M1G (внедорожники). По действующему техрегламенту все выпускаемые в Таможенном союзе машины должны соответствовать требованиям «Евро-5» с 1 января 2016 года.
«Такие инициативы действительно в настоящее время предлагаются», — подтвердили «Ъ» в Минэкономики, добавив, что окончательное решение о переносе сроков будет принимать Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК). В ЕЭК заявили, что вопроса по отсрочке перехода на «Евро-5» в повестках заседаний коллегии ЕЭК 18 августа и Совета ЕЭК на уровне вице-премьеров 26 августа нет. Как писал «Ъ» 27 марта, российские автоконцерны уже тогда лоббировали отсрочку, и речь шла о переносе на год или два. Один из источников «Ъ» не исключил, что и переход на новый стандарт могут отложить до осени 2017 года. В Минпромторге на запрос «Ъ» не ответили.
Сроки перехода на «Евро-5» могут сдвинуться и у нефтяников. В конце июля глава Минэнерго Александр Новак говорил, что вопрос о сохранении сроков остается «дискуссионным». Он отмечал, что переход с 2016 года может повлечь риск дефицита топлива, который оценивался им в 2-4 млн тонн (собеседники «Ъ» на рынке считают этот прогноз довольно оптимистичным). Господин Новак уточнял, что реконструкция и модернизация НПЗ должна закончиться лишь к 2020 году. О рисках недопроизводства говорили и в Федеральной антимонопольной службе: в июле она обратилась в Минэнерго по вопросу о продлении оборота топлива «Евро-4» на 2016 год. В августе служба собиралась направить совместную с министерством позицию в правительство. По данным Минэнерго, потребление бензина в этом году составит 35,7 млн тонн, выпуск — 36,8 млн тонн, из которых 28,2 млн тонн — «Евро-5».
По инициативе автопрома и нефтяников переход на «Евро-4», прошедший в 2013 году, переносился дважды (изначально его ставили на 2010 год). Но, по данным «Ъ», за отсрочку перехода на «Евро-5» выступали не все автоконцерны: ее открыто поддержали Renault и Hyundai, но АвтоВАЗ и, как говорят источники «Ъ», Volkswagen были за переход по графику.
КамАЗ также не был против перехода на «Евро-5», УАЗ ранее не высказывал позицию (в «Соллерсе» на вопросы «Ъ» не ответили). При этом собеседник «Ъ» среди автопроизводителей замечает, что УАЗу «сложно дался переход на «Евро-4», и добавляет, что для модернизации двигателя до «Евро-5» нужны серьезные инвестиции. В КамАЗе сообщили, что переходили на «Евро-4» «с заделом» на «Евро-5» и необходимые инвестиции уже сделаны (при переходе на «Евро-4» только в двигательное производство было вложено свыше 3,5 млрд руб.). В концерне полагают, что главная проблема и причина отсрочки — отсутствие качественного топлива, особенно в отдаленных районах Севера и Дальнего Востока. В группе ГАЗ говорят, что для модернизации к переходу на двигатели нового стандарта «почти все инвестиции сделаны» (в 2012 году переход на двигатели ЯМЗ-530 стандарта «Евро-4» стоил 12 млрд руб.). Необходимость отсрочки в группе объясняют «чувствительностью клиента» на фоне спада рынка: перекладывать на него связанное с переходом подорожание нецелесообразно.
За первое полугодие рынок новых легковых машин и LCV, по данным Ассоциации европейского бизнеса, упал в РФ на 36,4%, до 782,1 тыс. машин. Сегмент LCV, по данным «Автостата», снизился на 32,9%, до 43,1 тыс. машин, а грузовиков — на 46,6%, до 24,1 тыс. машин. Стоимость LCV может вырасти в среднем на $1,5 тыс. (94,5 тыс. руб. по текущему курсу), считают в компании. В марте глава экспертного совета по инновационному развитию промышленности и спецтехники Госдумы Альфия Когогина отмечала, что машины «Евро-5» дороже на 10-15%.
По мнению директора автомобильной практики PwC в России Сергея Литвиненко, для большинства производителей легковых машин переход на следующий стандарт не потребует существенных инвестиций, многие модели с «Евро-4» делались с возможностью доработки до «Евро-5». Сложнее придется тем отечественным производителям, у которых есть устаревшие модели, добавил он. Для коммерческого транспорта вопрос важнее: эксплуатационные издержки увеличиваются, так как топливо «Евро-5» дороже и не везде доступно, заключил эксперт.
Яна Циноева, «Коммерсантъ»
Добавить комментарий