Куда делся сахалинский лосось: рыбаки о провальной путине
О том, куда все-таки делась горбуша, как помогать сахалинским рыбопромышленникам и что делать с тысячами приехавших для работы на путине людьми, еще раз поговорили на круглом столе «Проблемы путины-2015» в Южно-Сахалинске.
Серьезность ситуации ни у кого не вызвала сомнений, но во многом участники встречи разошлись во мнениях. Зампредседателя правительства области Игорь Быстров считает, что провальная путина — это «нестандартная ситуация для Сахалина», начальник отдела прогнозирования СахНИРО Александр Михеев отсылает нас в 70-80 годы, когда уловы в 30-40 тысяч тонн были нормой (мол, это начиная с 90-х природа нас разбаловала), а председатель совета Союза рыбаков Сахалинской области Константин Тюкавин рассказывает, что еще два года назад призывал обратить внимание на грядущую катастрофу, но тогда все посмеялись, мол, о чем вы говорите, смотрите, сколько рыбы.
— А сегодня не смешно, рыба кончилась, — развел руками Тюкавин. — Мы получили то, к чему шли достаточно долгое время.
Предсказуемость и закономерность исхода бизнес чувствовал давно. Председатель ассоциации рыбопромышленников Анивского района Анатолий Кобелев заявил, что на протяжении последних пяти лет рыбы в Анивском районе нет, предприятия терпят убытки, рыбаки теряют квалификацию. А все потому, что там, где раньше стояло 40 неводов, теперь стоит 400, речки пустые, рыба с каждым годом подходит все позже.
В этом месте состоялась дискуссия о воспроизводстве лосевых.
— Мы впереди всех в России по искусственному воспроизводству тихоокеанских лососей, — сказал Быстров.
Осталось разгадать загадку, куда же он делся.
— Не могла же рыба просто утонуть, — резонно заметил зампред правительства. — Что это было — массовая смертность при скате мальков? Или что-то с ними случилось в Охотском море? У нас нет средств для сбора точных данных.
— Данные по скату были, уровень был выше многолетнего, — опроверг одну из версий Александр Михеев. — ТИНРО подтвердил. Но в связи с секвестированием охотоморский этап исследований в этом году проведен не был. Мы ждали рыбу до последнего момента.
Дошло дело и до обвинений в сторону науки. Она, убежден Кобелев, обязана нести ответственность за свои рекомендации. Если бы каждое предприятие, терпящее сегодня убытки, подало в суд на ученых за дезинформацию, дело приняло бы серьезный оборот и в дальнейшем, возможно, расчеты были бы более точными.
Но как известно, правда у каждого своя. А также условия работы, причины и результаты действий. Быстров признал, что идет существенное сокращение количества научных сотрудников, которые занимаются исследованиями. Снова прозвучало о недостаточном финансировании, хотя руководитель Росрыболовства Илья Шестаков во время недавнего визита в Сахалинскую область заявлял, что наука «кривит душой», когда говорит об уменьшении финансовой поддержки.
Что делать с теми, кто приехал на путину? Их, по самым предварительным расчетам, не менее 4,5 тысячи человек. Без помощи, по словам Быстрова, никто не останется, но предварительно будет проведен тщательный анализ — кто, в качестве кого и на сколько приехал на Сахалин, потому что тратить бюджетные деньги, чтобы вывезти на материк абсолютно всех, неправильно. Конечно, это риски предпринимателей, но в каком они сейчас положении? Практически вся рыба, которая не пришла, по словам зампреда правительства, уже продана, по крайней мере, законтрактована.
Есть места, куда рыба пришла, но они единичны: реки Анна, Жуковка, Вознесеновка, Очепуха, Бахура, Фирсовка. На остальной территории области сложилась критичная ситуация. А ведь для многих рыбопромышленников лосось стал последней надеждой.
— Мы в этом году перевели в общедопустимый улов значительную часть наваги, камбалы, поэтому многие предприятия остались без работы и их главным объектом был именно лосось, — сказал Быстров. — Перевод в ОДУ — это наша местная инициатива. Мы сами изобрели велосипед, с которого сейчас упали. Эти вещи мы собираемся серьезно поправить, и поправляем.
От председателя ассоциации предприятий аквакультуры Сахалинской области Галины Щукиной прозвучало предложение о том, что давно пора передавать прибрежную зону в региональное управление и «не зашориваться только на лососе». Аквакультура — наука частностей, к разведению водных организмов нужно подходить комплексно, считает Щукина. Если бы это практиковалось, рыбопромышленник, на обнаруживший в своих неводах лосося, здесь же, на своем участке, наловил бы гребешка и окупил затраты.
ИА Sakh.com, Наталья Голубкова
Добавить комментарий