Сегодня, 15 сентября, вступает в силу Кодекс административного судопроизводства РФ
В порядке, предусмотренном Кодексом, подлежат рассмотрению и разрешению административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также другие административные дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
В частности это: дела об оспаривании нормативных правовых актов; об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих; об оспаривании решений, касающихся государственной службы; о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии или другого общественного объединения; о прекращении деятельности средств массовой информации; о взыскании налогов и обязательных платежей с физических лиц и некоммерческих организаций; о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным мировым судьям, районным судам; об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.
Общим для всех данных споров является участие, с одной стороны, физических лиц либо некоммерческих организаций, а с другой – органов публичного управления либо структурных образований, осуществляющих от их имени государственные функции.
В порядке административного судопроизводства будут рассматриваться также дела о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке, о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке или о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке; о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке.
Исходя из смысла части 4 статьи 1 КАС РФ, приведенный в ней перечень дел не является исчерпывающим.
Важным положением КАС РФ является часть 5 статьи 1, в которой указывается, что положения Кодекса не распространяются на производство по делам об административных правонарушениях, а также на производство по делам об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ.
Общая территориальная подсудность административных дел предполагает подачу административного искового заявления по месту нахождения административного ответчика (ст. 22 КАС РФ).
Под местонахождением ответчика следует понимать адрес органа – субъекта публичных полномочий или места работы должностного лица, указанные в административном исковом заявлении ответчиками.
Исключение установлено в отношении подачи административного искового заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, которое должно предъявляться в суд района, на территории которого исполняет свои обязанности указанное должностное лицо.
КАС РФ предусматривает две формы одновременного участия нескольких административных истцов и (или) административных ответчиков в одном административном деле. Это может быть либо процессуальное соучастие, либо обращение в суд с коллективным административным исковым заявлением.
Возможность обратиться с коллективным административным исковым заявлением закреплена в ст. 42 КАС РФ. Обращаться в суд с коллективным административным исковым заявлением смогут только граждане.
В Кодексе содержится правило о минимально необходимом количестве присоединившихся к коллективному административному иску лиц. Так, суд будет рассматривать коллективное обращение граждан, если ко дню обращения в суд лица, выдвинувшего требование о защите прав и законных интересов группы лиц, к указанному требованию присоединилось не менее 20 лиц.
Предусмотрена возможность привлечения надлежащего административного ответчика в качестве второго административного ответчика, если административный истец не согласен на замену ненадлежащего административного ответчика надлежащим.
К примеру, при оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица, государственного и муниципального служащего в качестве второго административного ответчика обязательно должен привлекаться орган, в котором исполняют свои обязанности должностное лицо, государственный или муниципальный служащий.
Кодексом предусмотрено обязательное ведение административных дел с участием представителя для граждан, не имеющих высшего юридического образования, а также по наиболее сложным и значимым административным делам в целях обеспечения наиболее полной защиты и реализации равных процессуальных прав с государством.
Представительство по назначению осуществляется на основании ст. 54 КАС РФ: суд назначает адвоката в качестве представителя в случае отсутствия представителя у административного ответчика, место жительства которого неизвестно, либо у административного ответчика, в отношении которого решается вопрос о госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке или о психиатрическом освидетельствовании в недобровольном порядке, нет представителя, а также в других предусмотренных федеральным законом случаях.
Глава 12 раздела III КАС РФ посвящена предъявлению административного искового заявления, его форме и содержанию, а также правилам принятия такого искового заявления судом.
Впервые приведены требования, предъявляемые к форме и содержанию административного искового заявления.
Новеллой является установление обязанности для административного истца, обладающего государственными полномочиями, направлять лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления.
По общему правилу административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. В ряде случаев такие сроки сокращены.
Новым является увеличение категорий дел, по которым установлены сокращенные сроки апелляционного обжалования.
Так, по общему правилу ч. 1 ст. 298 КАС РФ срок подачи апелляционной жалобы, представления составляет один месяц со дня принятия решения суда в окончательной форме, если иной срок не установлен настоящим Кодексом.
Сокращенный 5-дневный срок подачи апелляционной жалобы или представления распространяется на дела, связанные с оспариванием нормативных актов, непосредственно связанных с избирательной кампанией и результатов выборов, которые ранее согласно положениям ГПК РФ обжаловались в течение одного месяца со дня вынесения решения.
Также установлен сокращенный 10-идневный срок подачи апелляционной жалобы по делам об оспаривании закона субъекта Российской Федерации о роспуске представительного органа муниципального образования, об оспаривании решения представительного органа муниципального образования о самороспуске или об оспаривании решения представительного органа муниципального образования об удалении в отставку главы муниципального образования, о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении; об административном надзоре; о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке, о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке, о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке или о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке.
Очень значимой новеллой является положение ч. 4 ст. 318 КАС РФ, которое наделяет правом восстановления кассационного срока не суд первой инстанции (как это предусмотрено в гражданском процессе), а суд кассационной инстанции.
Следует отметить, что дела, находящиеся в производстве Верховного Суда РФ и судов общей юрисдикции и не рассмотренные до 15 сентября 2015 года, подлежат рассмотрению и разрешению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
Не рассмотренные до 15 сентября 2015 года апелляционные, кассационные, надзорные жалобы, частные жалобы разрешаются в соответствии с процессуальным законом, действующим на момент рассмотрения таких жалоб.
Добавить комментарий