Местные власти на Украине выполняют закон о декоммунизации с явной неохотой
На Украине должна начаться волна переименований городов, сел и улиц с коммунистическими названиями. Именно в субботу заканчиваются переходные полгода с момента вступления в силу закона о декоммунизации («Об осуждении коммунистического и национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов на Украине и запрет пропаганды их символики»).
9 апреля Верховная рада приняла законы о декоммунизации украинского общества, о доступе к архивам репрессивных органов коммунистического тоталитарного режима 1917-1991 гг. Данными законами осуждается коммунистический режим, запрещается советская символика, открываются архивы советских спецслужб и признаются борцами за независимость Украины ОУН, УПА и другие подобные организации. 15 мая президент Петр Порошенко подписал эти законы, передает ДВ-РОСС со ссылкой на ТАСС.
Название населенных пунктов меняется постановлением Верховной рады в течение трех месяцев — до 21 февраля 2016 года, а улиц — решением местных властей. Переименованию подлежат все объекты, чьи названия связаны с именами деятелей СССР или содержат упоминание коммунизма, советской власти, компартии, комсомола, пионерии.
Местные власти не торопятся
Ожидаемой волны переименований может и не быть. По информации Верховной рады, местные власти выполняют закон с явной неохотой. В комитет парламента по региональной политике и местному самоуправлению поступило всего 25 заявок на смену названия городов из 941 возможных. «Если местные власти не переназовут улицу или село, за них это обязан сделать вышестоящий орган, вплоть до Верховной рады», — предупреждают в Институте национальной памяти.
Пока что заявки на переименование подали местные власти только трех городов. Дзержинск Донецкой области хотят назвать Торецком, Артемовск — Бахмутом, а Кировоград — Елисаветградом. Но решения пока не окончательные, хотя эти предложения набрали больше всего голосов. Остальные заявки поданы от сел.
По подсчетам Института национальной памяти, надо будет переименовать 84 города, 857 сел и селений и около 10 тыс. улиц. При этом украинские законодатели включили в «черный» список около 100 советских поселков Крыма и контролируемой ополченцами территории Донбасса.
В западных регионах Украины практически не осталось «коммунистических» названий. Так, в Черновицкой области переименовать предстоит лишь одно село, в Волынской, Львовской, Закарпатской, Тернопольской — по два, в Ровенской — 4, а в Хмельницкой — 14. Улиц, впрочем, больше: по данным портала «Яндекс Украина», в Ивано-Франковской области «коммунистических» улиц осталось меньше 20, а в Тернопольской и Львовской — до 10.
Киев начал с фальстарта
Киев решил показать пример другим городам и справиться с декоммунизацией на два месяца раньше, до 21 сентября. Такое решение весной приняли городские депутаты. Но в итоге чиновники Киевской городской госадминистрации (КГГА) выполнили закон только наполовину. «Ситуация с переименованием улиц такая: из 120, которым нужно дать новые названия, 50 проходят обсуждения на сайте КГГА, — объясняет депутат Киевсовета Александр Вовченко. — Думаю, новый состав Киевсовета закончит этот процесс до середины января».
Демонтаж советской символики также продвигается медленно: по городу убрали только 50% объектов, что вошли в список на демонтаж. Даже на здании Киевсовета еще остался серп и молот. Пока не решили, что делать с серпом и молотом на монументе Родина-мать. Демонтировать советские символы на высоте в сто метров сложно и дорого. Некоторые предлагают завесить щит патриотическим полотном. Самые ярые сторонники борьбы с советским прошлым предлагают заменить серп и молот на трезубец. Их оппоненты высказывают недоумение, какое отношение герб Украины имеет к памятнику, посвященному победе СССР над фашистской Германией. В «черный» список также занесли Арку дружбы народов, которую открыли в честь 60-летия основания СССР и памятник Николаю Щорсу на бульваре Шевченко.
В городе снесли практически все памятники Владимиру Ленину. В Киеве «ленинопад» начался после событий на Майдане Незалежности (площади Независимости) зимой 2013-2014 годов. За пару дней митингующие снесли с десяток памятников вождю пролетариата и другим, менее известным деятелям советских времен. До этого в городе насчитывалось больше двух десятков статуй Ленина. Сколько их осталось еще в столице, не знают даже чиновники. По приблизительным подсчетам, их семь-восемь.
Не знают чиновники и что делать с демонтированными памятниками. Хотя в законе прописано, что «памятники, которые имеют художественную ценность, передадут на хранение», пока власть не определилась, куда их свозить. По словам вице-премьера — министра культуры Вячеслава Кириленко, Музей тоталитаризма может обосноваться в Национальном музее архитектуры и быта в Пирогово, на территории ВДНХ или в Межигорье, бывшей резиденции экс-президента Виктора Януковича.
Самым ценным с исторической точки зрения считался Ленин возле Бессарабского рынка. Его установили на площади в 1946 году. Памятник изготовили из редкого карельского кварца, тот же материал использовали для постройки мавзолея в Москве. Кстати, перед установкой монумент побывал на выставке в Нью-Йорке, а скульпторы за него получили государственную премию. Сейчас остатки скульптуры хранятся на комбинате «Художник». Причем, без головы — ее отбили и унесли в неизвестном направлении 8 декабря 2013 года, когда сносили монумент.
Чапаева сделали казаком
Вместо памятника красному командиру Гражданской войны Николаю Щорсу на бульваре Шевченко в Киеве власти предлагают установить памятник Симону Петлюре. Во всяком случае, такое мнение высказал министр культуры и вице- премьер по гуманитарным вопросам Вячеслав Кириленко. Именно в этом месте столицы от памятника Щорсу начинается улица Петлюры. При этом Кириленко отметил, что его слова не являются призывом «идти и ломать».
Памятник Щорсу один из немногих, который уцелел после «майдановских» погромов, когда митингующие сносили все скульптуры советской эпохи. Считается, что натурщиком для памятника Щорсу, еще в студенческие годы, был первый президент Украины Леонид Кравчук. К сносу памятника он отнесся спокойно. «Если город решит его снести, я не буду против и защищать его не буду. Но я против того, чтобы его сносили веревками, это по-варварски. Пусть все будет цивилизованно», — сказал Кравчук.
А в городе Волноваха Донецкой области памятник герою Гражданской войны Василию Чапаеву решили не сносить, а переименовать в памятник «Казак». Волновахский горсовет принял постановление внести соответствующие изменения «в паспорт памятника, охранный договор и реестр памятников культурного наследия». Указание Киева было прилежно выполнено: и Чапаева «декоммунизировали», и жителей не обидели, и не потратили ни гроша на демонтаж памятника.
Декоммунизация по-харьковски
Горсовет Харькова отказался восстанавливать памятник Владимиру Ленину на площади Свободы, который демонстративно был уничтожен вандалами в сентябре прошлого года. «Вместо памятника Ленину, который был снесен в сентябре 2014 года на площади Свободы, никакой другой памятник устанавливать не будут», — заявил на сессии горсовета мэр Харькова Геннадий Кернес. Он напомнил, что «памятник Ленину был снесен незаконно», однако теперь, как выразился градоначальник, архитекторы будут работать над приданием площади «европейского вида».
Памятник лидеру партии большевиков был открыт в Харькове в ноябре 1963 года и стал самым высоким монументом Ленину на Украине — более 20 м. 28 сентября 2014 года участники митинга за единство Украины, скандируя националистические лозунги, скинули статую с постамента на площади Свободы.
Декоммунизация обойдется Харькову в 10 млн гривен (свыше $400 тыс.). Горсовет принял решение переименовать 173 улицы и переулка, четыре парка и одну станцию метро. В частности, проспект Ленина переименуют в проспект Науки, сквер Ильича — в Новобаварский, парк Артема — в Машиностроительный. Почти 50 улицам предлагается вернуть первоначальные или долго использовавшиеся названия — Благовещенская, Рождественская, Шатиловская. Ряд улиц и переулков будут носить имена деятелей культуры и науки, в частности артистов Леонида Быкова и Людмилы Гурченко, медиков Любви Малой и Александра Шалимова, нобелевских лауреатов — физика Льва Ландау и экономиста Семена Кузнеца.
Но вопрос по переименованиям районов останется открытым. Жители города решили подойти к данной проблеме творчески. Согласно опросам харьковчан, они хотят оставить прежними названия Фрунзенского, Орджоникидзевского, Октябрьского и Дзержинского районов. Лишь Ленинский район, судя по этим опросам, хотят переименовать в Холодногорский.
При этом Дзержинский район, названный в честь основателя ВЧК Феликса Дзержинского, предлагается посвятить брату большевика — врачу Владиславу Дзержинскому, который с 1915 года возглавлял кафедру неврологии и психиатрии Харьковского университета. Фрунзенский район предлагается считать названным в честь лейтенанта Тимура Фрунзе — летчика-истребителя, участника Великой Отечественной войны и Героя Советского Союза, который родился в 1923 году в Харькове в семье командующего частями Красной армии во время Гражданской войны Михаила Фрунзе. Октябрьский район будет носить название месяца, в котором Украину освободили от фашистских захватчиков (28 октября). А Коминтерновский район, утверждают в топонимической комиссии, несмотря на свое коммунистическое название, не подпадает под действие закона о декоммунизации, поскольку это международная организация, объединившая ряд общественных организаций, движений и партий левого спектра разных стран.
Более 90% горожан против переименования Днепропетровска
В Днепропетровске уже несколько месяцев не могут решить, какое имя будет носить город. Поскольку его переименовали в 1926 году в честь партийного деятеля Григория Петровского, теперь жителям приходится искать новое имя. Как показал опрос Киевского международного института социологии, 90,5% жителей Днепропетровска выступают против переименования города.
Известный исследователь исторического прошлого Днепропетровска Максим Кавун предложил самый безболезненный вариант — город Днепр. Против такой идеи выступают рьяные националисты. Их предложение — вернуть Днепропетровску имя, которое город носил непродолжительное время в 20-х годах минувшего века — Сичеслав. Кроме того, в списке возможных названий — Кодак, Екатеринослав (в честь великомученицы Екатерины). Некоторые весельчаки и вовсе предложили увековечить в названии экс-губернатора и одиозного олигарха Игоря Коломойского, назвав город Коломойск-сити.
Кроме поиска нового названия города местные общественники и депутаты должны еще найти новые названия для более чем 300 улиц, которые носят имена коммунистических деятелей или напоминают об истории СССР.
Народный артист Украины, художественный руководитель и основатель Днепропетровского театра одного актера «Крик» Михаил Мельник убежден, что «думать нужно не о переименованиях, а о хлебе насущном». «Считаю, что вопрос переименования на сегодняшний день не самый актуальный. Когда людям не за что хлеб купить, о каком переименовании речь вообще?» — прокомментировал он ситуацию.
Днепропетровск уже не единожды менял свое название. Изначально город на высоком берегу Днепра назвали Екатеринославом. Фаворит российской императрицы Григорий Потемкин решил сделать своей возлюбленной поистине царский подарок — заложить город в ее честь. Правда, есть и другая версия. Некоторые историки считают, что свое первое имя город получил в честь великомученицы Екатерины. Как бы там ни было, первое свое название город носил до смерти Екатерины II. Ее сын Павел, ненавидевший все, что связано с именем матери, распорядился переименовать город в Новороссийск. Однако после смерти Павла его сын, император Александр, вернул городу историческое название. После Октябрьской революцию город снова переименовывали, причем дважды: из Екатеринослава — в Сичеслав, а из Сичеслава — в Днепропетровск. С 1926 года город носит имя Григория Петровского.
Под декоммунизацию попали и коммунистические партии
Министерство юстиции издало акт, которым Компартия (КПУ) Петра Симоненко и еще две коммунистические партии, существующие в стране, законодательно утрачивают возможность принимать участие в политической жизни государства. Своими приказами министр юстиции Павел Петренко аннулировал статус и права партий Коммунистической партии Украины, Компартии (обновленной) и Коммунистической партии Украины рабочих и крестьян. По словам министра, указанные партии с 24 июля не могут быть субъектом избирательного процесса и не могут принимать участие в политической жизни страны.
КПУ подала на минюст судебный иск, рассмотрение которого постоянно переносится.
На местах надеются, что декоммунизация угаснет
Эксперты полагают, что основные причины слабого выполнения закона — это нежелание местных властей заниматься переименованием в надежде, что вопрос угаснет сам по себе. Во-первых, жители не всегда согласны с переименованиями, а во-вторых — отсутствуют деньги на замену табличек, печатей, дорожных знаков и т.д. По оценкам властей, на это понадобятся миллиарды гривен. «Скорее всего, Рада отсрочит этот вопрос еще на полгода, а потом переименуют лишь самые одиозные населенные пункты», — считает политолог Вадим Карасев.
Добавить комментарий