В АМУРСКОЙ РЫБЕ МОЖНО НАЙТИ ВСЮ ТАБЛИЦУ МЕНДЕЛЕЕВА

ХАБАРОВСК, 04 июня, ДВ-РОСС. Не всякую рыбу, выловленную в Амуре и его притоках, можно есть без опаски.
— Несколько лет мы изучаем проблему содержания тяжелых металлов в почках, печени, чешуе, жабрах и мышцах амурских рыб. Результаты анализов малоутешительны, – рассказывает кандидат биологических наук, доцент кафедры «Экология, ресурсопользование и безопасность жизнедеятельности» Тихоокеанского госуниверситета (ТОГУ) Алексей Бянкин. – Со студентами, обучающимися по специальности «Охрана окружающей среды», мы исследовали карасей, сазанов, чебаков, лещей, толстолобиков, косаток, сомов и т.д. Работать начали с устья реки Тунгуска и Петропавловского озера, затем переместились в район Амурска, Комсомольска-на-Амуре, также работали в Болоньском заповеднике, а потом у Софийска и Тахты. В общем охватили более 900 километров нижнего течения Амура.
В первую очередь изучали содержание тяжёлых металлов в рыбе – исследования, кстати, проводили на 23 металла, как токсичные, так и биогенные.
Исследователи из ТОГУ пришли к выводу, что тяжёлые металлы накапливаются в рыбах Амура именно там, где люди привыкли их ловить? сообщает Тихоокеанская звезда. У промышленных городов – Амурска, Комсомольска, Хабаровска – токсичные вещества находятся в больших количествах. Они попадают в планктон, им питается рыба, а ею – человек. Вот такая пищевая цепочка.
Содержание тяжёлых металлов в почках и печени в десять раз больше, чем в «мясе» рыбы — молибдена, к примеру, в 50 раз больше, кадмия в 25, серебра в четыре-пять раз, кобальта в чешуе больше в 20 раз. У всех рыб в почках и печени не только накапливаются, но и долгое время удерживаются тяжёлые металлы. Порой они превышают норму потребления этих веществ для человека. Меньше всего опасных веществ в мышцах рыбы. Но есть исключения.
В 2009 году специалисты ТОГУ исследовали щуку под Софийском: мышьяка в мышцах было в два раза больше предельно допустимой концентрации, а в чешуе и жабрах — в 60 раз! Это говорит о выбросе мышьяка в Амур. В низовьях, конечно, рыба в основном чистая, но в анализах могут оказаться никель, повышенные концентрации кадмия и ртути. Откуда близ Софийска обилие этих металлов? Пока загадка.
В почках карася, выловленного близ города Амурска, кадмия содержалось в два-три раза больше предельно допустимого уровня потребления (0,2 мг/кг). А рыбу там, у лодочной станции, в протоках выше и ниже по течению, ловит весь город…
Напоминает о себе уже не действующий Амурский целлюлозно-картонный комбинат: ртуть и свинец находят в птицах, гнездящихся летом на берегах озера Болонь.
В разговоре Алексей Геннадьевич упомянул бензол: оказывается, после злополучного «пятна» бензол в рыбе находили три года подряд! У человека он вызывает рак и разрушает мозг и почки. На четвертый год бензол в воде исчез, но в рыбе-то остался… Так что делать нам с такой рыбой?
ГДЕ У КАРАСЯ ПОЧКИ
Однако есть рыбу можно, но надо знать, где ловить и как правильно готовить.
— Правила просты: не вылавливать рыбу вблизи промышленных городов, а особенно в водоёмах в черте города. Лучше рыбачить на реках и озёрах, на берегу которых нет крупных населённых пунктов или промышленных предприятий, – поясняет Бянкин. – Когда рыбу выловили, лучше её сразу почистить – избавиться от чешуи, жабр, печени и почек, кишечника. Не делайте из печени и почек паштеты…
Но при длительном хранении и заморозке, копчении, вялении рыбу готовят целиком, поэтому токсичные вещества проникают в мышцы, которые мы едим. Самая большая ошибка любителей рыбы – не убирать почки. Кстати, а где у рыбы почки? Они расположены вдоль позвоночного столба в виде тонкой полосы ярко-красного или коричневого цвета. У карася почки заходят на ребра в виде двух лепестков, и их легко вычистить ложкой или разделочным ножом для рыбы. Их надо убирать обязательно – в почках тяжёлых металлов может быть от 2 до 50 (!) раз больше, чем в мышцах.
Дальнему Востоку нужна профессиональная лаборатория биоиндексации, считает Бянкин. Это лаборатория экологического мониторинга широкого спектра действия, охватывающая все аспекты загрязнения и действия их на элементы экосистемы. Есть в Хабаровском крае, конечно, лаборатории, отдельно изучающие химические вещества в среде, – ветеринарная лаборатория, отдельно изучающая птиц, рыб… А в других странах уже развита сеть современных экологических криминалистических лабораторий. Это такое же новое дело, как экологическая криминалистика. Такие лаборатории существуют в Канаде, США, странах ЕС, например. И вот для чего. С помощью экологической криминалистики запросто можно найти виновника загрязнения реки.
Но прежде, чем исследовать, необходима программа по изучению амурской рыбы – это не только напрямую относится к экологии, от этого зависит здоровье дальневосточников.
Наталья ПЛАТОШКИНА
Фото А. ИВАНОВА

Добавить комментарий