Центробанк вводит новые правила обмена валют свыше 15 тысяч рублей
Если раньше для обмена валюты от 15 тысяч до 600 тысяч рублей применялась упрощенная идентификация клиентов, когда гражданину необходимо было предоставить только фамилию, имя и отчество, а также реквизиты паспорта. Теперь россиянам при совершении операций суммой свыше 15 тысяч рублей нужно будет предоставлять дополнительные данные — адрес регистрации и дату рождения, а ИНН — при наличии.
Операции по обмену валюты на сумму менее 15 тысяч рублей можно будет по-прежнему совершать без паспорта. Если сумма операции больше, то клиент предоставляет паспорт, а анкету заполняет сам банк, пояснил ЦБ.
В крупнейших российских банках пояснили РИА Новости, что новые правила ЦБ не ограничат право граждан совершать обмен валюты.
Новое положение позволяет гражданам обменивать валюту свыше установленного лимита по российскому (общегражданскому) паспорту. При этом банк вправе запросить информацию об ИНН, однако если его нет в наличии или он не выдавался вовсе, это не станет препятствием для совершения операции.
Обменять деньги можно будет и по загранпаспорту, но в этом случае нужно будет назвать сотруднику банка адрес регистрации. При использовании общегражданского паспорта адрес регистрации будет внесен в базу сотрудником банка автоматически.
Информация о клиенте будет храниться в самом банке. «Идентификационные данные физических лиц хранятся исключительно в кредитной организации в течение срока, установленного законом», — указывает ЦБ.
В положении ЦБ поясняется, что анкета с данными клиента подлежит хранению в кредитной организации не менее пяти лет со дня прекращения отношений с клиентом.
Что изменилось
В ЦБ пояснили, что рассматривают новое положение не как ужесточение, а как приведение в соответствие действующее законодательство: положение не возлагает на кредитные организации дополнительных обязанностей по идентификации клиентов, помимо предусмотренных законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Банки обязаны проводить идентификацию клиента при проведении операций с денежными средствами. Кредитные организации фиксируют фамилию, имя, отчество, гражданство, дату рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, клиента, а также ИНН и контактную информацию при их наличии.
Опубликованное Банком России положение не ограничит права граждан совершать обмен валюты, а направлено только на борьбу с отмыванием доходов и финансированием терроризма, отмечает заместитель начальника департамента розничных продуктов и процессов Газпромбанка Юлия Елсукова.
«Новые правила идентификации клиента не ограничивают его право совершать валютно-обменные операции. Предписанная правилами процедура является привычной для банков: в настоящий момент она проводится при операциях свыше 600 тысяч рублей», — пояснила Елсукова.
Однако, помимо стандартной идентификации физического лица, существует и упрощенная идентификация, которая предполагает установление только фамилии, имени и отчества клиента банка, а также реквизитов документа, удостоверяющего его личность.
«Новые правила устанавливают единые требования к идентификации клиентов при проведении наличных валютных операций. То есть отменяется процедура упрощенной идентификации, которая ранее применялась для сумм от 15 тысяч до 600 тысяч рублей», — пояснили в пресс-службе Сбербанка.
Заполнение анкеты
Ряд СМИ в четверг увидел в новом положении ЦБ обязанность клиентов, желающих обменять валюту, не только предъявить паспорт, но и заполнить о себе анкету.
«Получаемые при идентификации сведения кредитная организация фиксирует в анкете (досье), которую оформляет в соответствии с положением Банка России № 499-П различными способами. В том числе это может быть сделано на основе использования предусмотренных действующим законодательством реестров операций с наличной валютой. Они оформляются самими кредитными организациями, в них могут быть включены необходимые для идентификации данные физического лица», — пояснили в Банке России.
Необходимость клиенту заполнять о себе анкету опровергли и в Сбербанке.
«Сотрудник банка сам фиксирует информацию о клиенте, заполнение дополнительных анкет в стандартном процессе не предусмотрено», — уточнили в крупнейшем российском банке. РИА Новости
Добавить комментарий