Мировой кинематограф отмечает день рождения
В этот вечер было представлено одно из самых значимых изобретений XIX века — синематограф братьев Люмьер. Первым был показан фильм Луи Люмьера «Выход рабочих с фабрики «Люмьер» в Лионе». Лента длилась всего 45 секунд, но публика была готова бесконечно смотреть на движущиеся фигуры на экране, передает ДВ-РОСС со ссылкой на ТАСС.
За первой картиной последовали девять других «документальных» лент. родолжительность каждой из них не превышала минуту. Хотя премьера была полностью проигнорирована приглашенной прессой, новость о кинопоказе на бульваре Капуцинок облетела Париж. Уже в следующем месяце у стен «Гран-кафе» выстраивались целые очереди желающих попасть на премьеру новой картины братьев Люмьер — «Прибытие поезда на вокзал в Ла-Сьоте».
Новый фильм длился всего 50 секунд, но, как констатировали историки кино, успел вызвать за это время «страх, ужас и даже панику» у части публики. Поезд на белой стене приближался к зрителям, увеличивался в размерах, представал крупным планом, а затем, высадив пассажиров, исчезал в левой части экрана.
Вскоре французский кинематограф стал известен за рубежом. В мае 1896 года лента «Прибытие поезда» была показана в Москве. В том же году был снят и первый кинорепортаж в России. Французские операторы снимали его в дни коронации императора Николая II. Спустя еще два десятилетия кино было официально причислено к числу искусств.
В 1919 году итальянский и французский писатель Риччото Канудо, считавший кино «пластикой в движении», впервые назвал его «седьмым искусством». Руководствуясь идеями Владимира Маяковского и Всеволода Мейерхольда, Канудо подчеркнул в своем манифесте, что видит в кинематографии одну из важнейших областей культуры.
В 1946 году во французском Канне впервые состоялся международный кинофестиваль, ставший ежегодным. Он отметил своими наградами картины советских режиссеров Александра Птушко, Михаила Ромма, Фридриха Эрмлера. Каннский кинофестиваль.
В золотую коллекцию Каннского кинофестиваля навсегда вошел фильм Михаила Калатозова «Летят журавли» — одна из лучших отечественных картин о войне. У французских зрителей сложилось особое отношение к этой работе Мосфильма. В 1957 году Клод Лелуш, находившийся в Москве в качестве оператора кинохроники, оказался на легендарной московской студии в момент съемок. Пораженный лиризмом и техническими новациями фильма, будущий мэтр французского игрового кино рассказал о нем директору знаменитого конкурса. Каннское золото Триумф в Канне в 1958 году принес отечественной картине высшую награду — Золотую пальмовую ветвь. Режиссура Калатозова, актерские работы Татьяны Самойловой, Алексея Баталова, Василия Меркурьева покорили тогда и профессионалов кино, и публику. Но и сегодня эта лента не менее популярна. «Я посмотрел в юности фильм «Летят журавли» и на всю жизнь полюбил Россию», — рассказал в письме послу России во Франции Александру Орлову в канун проходившего в этом году 68-го Каннского фестиваля 65-летний француз Венсан Паоли.
Дольше других — более четверти века — самым кассовым фильмом в истории считалась американская лента «Унесенные ветром» (1939) с Вивьен Ли в главной роли. С поправкой на инфляцию картина собрала в прокате $3,3 млрд. Одним из самых крупных финансовых провалов считается другая американская картина — «Форт Аламо» (2004). На съемки и рекламу фильма, рассказывающего об одном из центральных событий войны за независимость Техаса, было затрачено почти $150 млн, но вернуть удалось менее пятой части этой суммы.
Фильмы с участием Брижит Бардо всегда собирали полные залы — и во Франции, и за рубежом. Даже советский прокат купил комедию «Бабетта идет на войну» с ее участием. Известный своей строгостью, генерал Шарль де Голль благоволил к кинозвезде за ее весомый вклад в благосостояние родины. «Бардо, — констатировал он в кругу близких соратников, — приносит французскому государству почти столько же дохода, сколько заводы Renault».
В кинематографе кадры тем более играют важную роль. По мнению британской звезды Гленды Джексон, дважды лауреата премии «Оскар», «самое важное для актера — уметь смеяться и плакать». «Чтобы зарыдать, я принималась думать о моей личной жизни, — призналась актриса. — А чтобы рассмеяться — думала ровно о том же». «Крупным планом жизнь — драма, но на дальнем плане — комедия», — объяснял близость жанров универсальный мастер кинематографа сэр Чарльз Спенсер Чаплин.
Добавить комментарий