В Росрыболовстве прокомментировали ситуацию вокруг замены технических средств контроля на судах
— Речь не идет о замене одной иностранной космической спутниковой системы на другую («Инмарсат» и сейчас используется для передачи данных с промысла). Наоборот, согласно планам, в этом году рыбопромысловым судам будет разрешено использование российской спутниковой системы – «Гонец» (передает данные мониторинга ГЛОНАСС). Госкомиссия в конце декабря приняла в эксплуатацию спутниковую группировку второго поколения «Гонец». Она постоянно поддерживается, проблем с глобальным покрытием нет. Более того, в течение 2015 года «Центр системы мониторинга рыболовства и связи» (ЦСМС, находится в ведении Росрыболовства) и спутниковый оператор проводили испытания судовой станции «Гонца». В ближайшее время будет проведена повторная опытная эксплуатация доработанного механизма на судах – это необходимо перед масштабным внедрением системы.
Позиционирование через систему «Аргос», по результатам проверки Счетной палаты и других контролирующих органов, не соответствует российскому законодательству. Дело в том, что «Аргос» не имеет оператора на территории Российской Федерации. Ранее у «Аргос» существовали две станции сопряжения для приема спутникового сигнала на территории России – в Дальневосточном и Северном бассейнах. Но как выяснилось, эти станции были отключены. Соответственно, вся информация о позиционировании судов рыбопромыслового флота сначала поступает во французский город Тулуза, где обрабатывается, и только потом наземными каналами связи передается в российские региональные центры мониторинга. Такая схема допускает возможность корректировки данных, передаваемых в Россию.
В прошлом году после получения представления Счетной палаты было направлено письмо в компанию-оператор Collecte Localisation Satellites с указанием нарушений. Мы подтвердили, что хотим продолжить сотрудничество по «Аргосу», и попросили привести их деятельность на территории России в соответствие с нашим законодательством. Этого до сих пор не сделано. Однако в январе после нашего оповещения рыбаков о необходимости замены «Аргос» компания выразила готовность обсудить ситуацию. Переговоры запланированы на начало февраля.
Использование системы «Аргос» на территории России было предписано приостановить с 1 января 2016 года. Росрыболовство договорилось с контролирующими органами о переходном периоде (в результате непростых переговоров был согласован переходный период до 31 марта 2016 года) и заранее предупредило рыболовецкое сообщество о сложившейся ситуации.
В связи с тем, что идет активный промысел и переходный период составляет три месяца, ЦСМС будет рассматривать ситуацию по каждому судну, оснащенному терминалом «Аргос». В том числе — проводить тестирование очень оперативно, существенно сократив нормативные сроки. Кроме того, часть судов даже во время путины все равно заходит в порты, соответственно, у нее есть возможность протестировать ТСК или установить новое оборудование.
Что касается затрат: «Инмарсат» и ее судовые земные станции используются при подаче сигнала бедствия, значит, ими по умолчанию должно быть оборудовано любое судно, которое находится в море. Фактически станция может уже стоять на судне, просто судовладелец не заявлял ее к тестированию как ТСК в региональном центре мониторинга.
В отношении тех судов, на которых имеется оборудование системы «Инмарсат», возможное к использованию в качестве ТСК, обсуждается возможность проведения региональными центрами мониторинга процедур по тестированию ТСК без захода судна в порт – на основании заявки судовладельца и его гарантийного письма, в соответствии с которым судовладелец обязуется пройти процедуру тестирования ТСК при первом заходе судна в порт.
Проектная стоимость терминала системы «Гонец» в зависимости от комплектации составляет 60-80 тысяч рублей, что значительно ниже аналогов. Стоимость передачи данных в системе «Гонец» в несколько раз ниже стоимости передачи данных иностранными спутниковыми системами связи. Средства, полученные в счет уплаты услуг «Гонца», идут непосредственно в бюджет Российской Федерации, а не на счета иностранных кампаний.
В соответствии с декабрьским письмом ФГУП «Морсвязьспутник» в связи с тем, что севернее/южнее 75-ого градуса широты не гарантируется устойчивая связь, вместе с тем, в целях повышения точности и надежности передаваемых данных о местоположении судов предлагается организовать мониторинг местоположения судов путем комбинирования двух независимых технологий сбора данных с использованием ТСК на базе оборудования спутниковых земных станций космических систем передачи данных («Инмарсат» или «Гонец») и спутниковой обработки сигналов автоматизированной идентификационной системы (далее — АИС) от судовой аппаратуры АИС в настоящее время проводится тестирование системы мониторинга судов с использованием автоматизированной идентификационной системы. Данные от устройств АИС получаем от ФГУП «Морсвязьспутник».
Все вышеперечисленные аспекты будут отражены в готовящемся в настоящее время и проходящем согласование проекте приказа Минсельхоза России «Об утверждении порядка передачи данных с использованием технических средств контроля и их виды», предполагаемый срок ввода в действие которого – 31 марта 2016 г.
Вопросы организации рыболовства иностранными судами в российских водах регулируются межправительственными соглашениями. Соответственно, вопрос, связанный с переоборудованием, будет решаться в рамках взаимодействия со странами-участниками соглашений.
Ранее сообщалось, что в срок до 31 марта 2016 года судовладельцам, осуществляющим добычу водных биоресурсов с использованием судов, оснащенных техническими средствами контроля (ТСК), необходимо осуществить замену радиомаяков иностранной системы «Аргос». Такие письма в самом конце декабря разослали в рыболовецкие компании территориальные органы Федерального агентства по рыболовству. Их получили и на Дальнем Востоке.
Примечательно, что найти информацию об этом письме на начало января удалось лишь на сайте Енисейского территориального управления.
Для справки, спутниковая система «Гонец» эксплуатируется на судах различных типов и может быть использована для решения задач мониторинга рыболовецкого флота. Терминалы «Гонец», установленные на суда, способны передавать с необходимой периодичностью информацию ГЛОНАСС/GPS о местоположении рыболовецких судов, а также данные электронно-промыслового журнала в необходимом формате.
Помимо этого, имеется возможность передачи текстовых сообщений на адреса электронной почты сети Интернет, а также сети мобильных операторов, что обеспечит персональную связь экипажа судов с берегом. Также имеется возможность отправки сигналов SOS (тревожная кнопка). Дополнительная информация о «Гонце» доступна здесь.
Письма с требованием перейти на другое оборудование рыболовецкие компании получили как раз после сообщения о том, что спутниковая система «Гонец» и система ретрансляции «Луч» были введены в эксплуатацию.
Примечательно, что в начале года большинство рыболовецких судов находится на промысле в море. И возникает вполне логичный вопрос — когда заниматься заменой оборудования? Кроме того, платить за замену радиомаяков, судя по всему, будут владельцы судов.
Ранее Федеральное агентство по рыболовству уже несколько раз меняло правила относительно использования технических средств контроля, и всегда у рыболовецких компаний возникали вопросы к ведомству.
В 2009 году тогдашний руководитель ведомства Андрей Крайний в интервью сообщал, что оплачивать замену оборудования будут именно судовладельцы. «Действительно, установка технических средств на суда идет за счет судовладельца. Государство оплачивает только трафик. Но оно представляет интересы всех граждан и обязано контролировать рыбную отрасль в интересах россиян. А каждое судно в соответствии с законодательством должно быть оборудовано техническими средствами контроля. Хотя я предполагаю, что далеко не всем судовладельцам понравится такой исход событий. Но давайте думать и жить еще и в интересах страны. После внедрения в рыболовстве ГЛОНАСС произойдет не просто замена одной навигационной системы на другую. Российские рыбаки, таким образом, уйдут из-под контроля других государств», — сказал Крайний.
Для справки, по данным на 2015 год, Россия имеет 1160 рыболовецких судов с квотами и 1462 судна без квот.
Добавить комментарий