«Последняя попытка свергнуть Эрдогана»: почему не удался переворот в Турции
«Ситуация в Турции остается нестабильной, но это была, скорее всего, последняя, отчаянная попытка свергнуть президента Реджепа Тайипа Эрдогана»,- считает научный сотрудник сектора Турции Института Востоковедения РАН (ИВ РАН) Амур Гаджиев.
Основное отличие произошедшей в ночь на субботу попытки военного переворота в Турции от аналогичных событий в этой стране в прошлом — раскол в армии. К такому мнению приходят все эксперты. Еще одна особенность — отказ турецкого населения от поддержки армии, передает ДВ-РОСС со ссылкой на ТАСС.
Старший научный сотрудник ИВ РАН, научный сотрудник российско-турецкого учебно-научного центра РГГУ Александр Васильев назвал несколько причин, почему переворот не удался, несмотря на то, что часть армии и населения недовольна политикой Эрдогана.
«Турецкий генералитет зависим от состояния турецкой экономики, ему не нужна экономическая нестабильность. Младшие офицеры, напротив, — обделены, они заинтересованы в том, чтобы потеснить армейскую верхушку. И это привело к расколу в армии», — считает эксперт.
Он уверен, что эти экономические интересы стоит учитывать при анализе ситуции, хотя причины для попытки переворота все-таки были политическими. Путчисты аппелировали к традиционной роли армии в Турции — поддержке светского строя и демократических принципов.
«Но в последнее время отношение народа к армии изменилось. В 1960-70 гг. армия воспринималась как гарант светскости. К 1980-м годам стало понятно, что правление военных не дает экономических дивидентов и способствует коррупции. Удар по престижу армии нанесли и многочисленные уголовные дела о злоупотреблениях», — напомнил эксперт.
Васильев подчеркнул, что «несмотря на все свои недостатки, президент Эрдоган — лидер, избранный демократическим путем. Около 50% населения выступает за него и эти 50% политически активны».
«Если бы переворот удался – это увеличило бы риск гражданской войны», — сказал Васильев.
Внешний фактор
Гаджиев считает, что путчисты не решились бы предпринять попытку переворота без поддержки извне, в частности из США. Он напомнил слова Эрдогана, сказанные в субботу утром, что «группа путчистов, посягнувших на единство нации, получала указания от своих главарей, проживающих в США». Речь в первую очередь шла об исламском оппозиционере Фетхуллахе Гюлене, проживающем уже около 17 лет в штате Пенсильвания.
«Турция — неоднородная страна. Здесь множество политических движений и религиозных групп, которые поддерживаются теми или иными структурами на Западе, в частности ЦРУ. Все руководствуются принципом — «разделяй и властвуй», — подчеркнул эксперт. В то же время он отметил, что на уровне руководства стран ЕС и США никто не стал поддерживать переворот в Турции.
«Заявления о поддержки Эрдогана, несмотря на то, что его постоянно критиковали и будут критиковать — естественны. Турция -демократическая страна. Кроме того, США и Европа заинтересованы в Турции для решения ситуации с беженцами и с Сирией», — сказал Гаджиев.
В то же время он обратил внимание, что основные заявления западных политиков посыпались к утру, когда стало ясно, что переворот не удался. На этом фоне российское руководство практически сразу принципиально выступило против попытки переворота.
Со своей стороны, Васильев сомневается, что за попыткой переворота стоят внешние силы. Эксперт рассматривает слова Эрдогана об оккупантах и его упоминание США, как желание воспользоваться моментом и активизировать старую тему о выдаче Гюлена.
Васильев также считает, что провал переворота позитивно скажется на отношениях Эрдогана с ЕС, ведь турецкому президенту удалось продемонстрировать успех демократии в стране.
Он также отметил, что предстоящая чистка армии приведет к тому, что Турции на ближайшие несколько месяцев станет не до ситуации в приграничных с Ираком и Сирией районах. Кроме того, пока непонятно, что станет с армией в результате чистки, когда отбор на высшие посты будет основываться не на профессионализме, а на лояльности к Эрдогану.
В то же время Гаджиев обращает внимание, что политика Турции в отношении соседей стала меняться еще до субботних событий, после того, как в мае этого года пост премьер-министра страны занял Бинали Йылдырым. В последние годы Турция испортила отношение фактически со всеми соседями — Израилем, Сирией, Ираком, наконец, с Россией.
«Такая Турция устраивала Запад, была более сговорчивой. Но ситуация меняется. Восстанавливаются связи с Израилем и Россией, были сделаны заявления о нормализации контактов с Багдадом и Дамаском. Те, кто стоял за попыткой переворота, не заинтересованы в этом и решили сыграть на опережение», — считает эксперт.
Добавить комментарий