Участник конкурсной программы кинофестиваля «Меридианы Тихого» Ари Сурастио: «Есть зрители, которым надо позволить поразмыслить над увиденным»
Понимание кинокартины — это некая награда за усилия и размышления, считает индонезийский режиссер Ари Сурастио, короткометражный фильм которого — «Время странствий» — представлен в конкурсной программе международного кинофестиваля стран АТР «Меридианы Тихого». Об этом передает ДВ-РОСС со ссылкой на газету фестиваля VIFF Daily, опубликовавшую интервью с режиссером.
«За несколько дней до начала сезона уборки урожая и школьных экзаменов у сына Фермера появляется странное предчувствие в отношении заброшенного колодца. Тем временем внимание дочери Солдата привлекает летающий объект, отвлекая ее от подготовки к важной контрольной. Всего лишь очередной солнечный день, но им не по себе», — говорится в описании картины.
— Сколько крыс и змей пострадало на съемках вашего фильма?
— Ни одной крысы и змеи, но сколько погибло москитов — не сосчитать.
— Много людей занимаются сельским хозяйством в Индонезии?
— Фермеры в нашей стране — это примерно 10 процентов всего населения. Большинство живут в сельской местности, в основном это пожилые люди.
— А вы когда-нибудь занимались фермерством? Вообще во «Времени странствий» есть факты из вашей жизни, может, из детства?
— Я никогда не был фермером, но жил по соседству с ними. Мое детство прошло в маленьком городке под названием Мадиун, это в 500 км от Джакарты. Наш дом располагался рядом с рисовыми полями и плантациями сахарного тростника. Ребенком мне нравилось там играть или просто дремать под тамариндовым деревом.
Однажды в полях обнаружили тело фермера, который якобы умер от сердечного приступа. Еще был случай — к нам в дом проникла кобра, думаю, она приползла с рисового поля, чтобы поймать домашнюю мышку.
Сегодня рисовые поля — это еще и место для дислокации военных. Их задача — помогать фермерам. И это так любезно, когда солдаты помогают жителям делать всякую физическую работу: жать, орошать и бороться с вредителями.
— Откуда эта легенда про колодец, которую мы слышим в фильме?
— Здесь принято считать, что колодец — это священное место. Например, тот, что находился во дворе дома моего дедушки, раз в год посещала толпа паломников. Они приходили и плескались водой, поскольку верили, что колодец принесет им удачу в карьере. Эта убежденность подпитывалась тем, что два сына моего деда {то есть мои дяди) стали довольно успешными и обеспеченными чиновниками.
— Ваши герои обсуждают миф о том, что колодец проходит через центр Земли и имеет выход на другом континенте. Видели ли вы фильм Виктора Косаковского «Да здравствуют антиподы!»?
— Не видел этого фильма, но смотрел другой фильм Косаковского «Тише!». Что такое антиподы, я, конечно, знаю, и что касается «Да здравствуют антиподы!» — после нашего разговора восполню этот пробел.
— У вас есть короткометражный фильм Jesse Monia — о птицах, вьющих гнездо. В другом вашем фильме, The Moves, появляются лошади. Немало животных и во «Времени странствий» — чего только стоит история про мальчика и гориллу. Справедливо будет назвать вас натуралистом и любителем животных?
— Я люблю природу, крупных животных тоже, но, честно говоря, чаще издалека — потому что даже дрессированная лошадь может лягнуть так, что мало не покажется.
— Что за коптер возникает у вас в кадре?
— Коптер — да, он сейчас стал частым инструментом работы фотографов и видеооператоров, там установлена камера, которая управляется удаленно. Мы не знаем, чей коптер оказался в кадре и кто с помощью него снимал, но я подумал, что это хороший способ докучать людям.
— В одном из интервью вы сказали, что зрителям требуется время, чтобы понять ваш фильм The Moves. Нужно ли время, чтобы понять «Время странствий»?
— Про The Moves так сказали сами зрители после скрининга два года назад. По мне, так часть зрителей довольно быстро составляет мнение о картине, другие просто наслаждаются ею, не вникая в смыслы. Но, пожалуй, понимание картины — это некая награда за усилия и размышления. Так что есть зрители, которым надо позволить поразмыслить над увиденным.
— Как сегодня поживает индонезийское кино? Какие там тенденции?
— Я вам лучше процитирую своего друга и коллегу Тунггула Банджарансари. Он говорит, что наше коммерческое кино стало ультранациональным. По многим параметрам, В плане структуры сюжета, режиссерского видения. Режиссеры не до конца даже понимают то, что делают, потому что воспринимают киносъемки чисто как работу, а не как высказывание. Они не могут обойтись без государственной поддержки.
В этом году правительство приняло новое законодательство, касающееся поддержки кинематографии. И кино теперь не частный бизнес, а вполне себе государственный. И государству тоже требуются деньги, чтобы выстроить национальную киноотрасль. Прибыли ждут теперь от артхауса и независимого кино. Так что можно попрощаться со свободным, экстремальным и счастливым кинопроизводством.
— Как вы сами заинтересовались кино?
— Это все фильмы с Джеки Чаном, которые мы смотрели с братом и отцом еще в начале 90-х, в расцвет эпохи VHS и лазерных дисков. Когда фильм заканчивался, я не мог сидеть спокойно и начинал двигаться, изображая Джеки, — избивал невидимых противников и попутно становился абсолютно счастливым.
О кинофестивале «Меридианы Тихого»
Международный кинофестиваль стран АТР «Меридианы Тихого» проходит во Владивостоке с 10 по 16 сентября. Фестиваль был учрежден в 2003 году, а в 2016 году состоится в 14-й раз. Это единственный в России кинофестиваль, в фокусе которого находится кинематограф стран АТР. Девиз фестиваля — «Кино для всех, кино для каждого». В конкурс «Меридианов Тихого» входят десять полнометражных и десять короткометражных фильмов. Дополнительная информация доступна на сайте фестиваля.
Добавить комментарий