Участник кинофестиваля «Меридианы Тихого» Ханьи Чжан: фильм «Жизнь после жизни» посвящен моим чувствам и фантазиям на тему сельской жизни
История, представленная в фильме «Жизнь после жизни», посвящена чувствам и фантазиям на тему сельской жизни китайского режиссера Ханьи Чжана. Его полнометражная лента вошла в конкурсную программу XIV международного кинофестиваля стран АТР «Меридианы Тихого». Газета фестиваля VIFF Daily публикует интервью с Ханьи Чжаном.
«Душа умершей матери вселяется в тело сына для того, чтобы он смог пересадить очень важное в его жизни дерево. Только после этого она сможет покинуть земной мир», — говорится в описании картины, которая стала для режиссера абсолютным дебютом.
— Почему именно эта история стала вашим полнометражным дебютом?
— Эта история посвящена моим чувствам и фантазиям на тему сельской жизни. Мои детские годы прошли а маленькой деревушке, расположенной в районе Лёссового плато (плато в средней части бассейна реки Хуанхэ в Китае). Однако в настоящее время на фоне процессов урбанизации из-за промышленного строительства и миграции населения эта деревня стремительно приходит в упадок. И в тот момент, когда все те осязаемые вещи, которые ты мог собственными глазами наблюдать в своей родной деревне, находятся на грани исчезновения, передающиеся из уст в уста сельские легенды, которые сохранились в твоей памяти, приобретают еще большее значение.
У меня всегда были свои собственные визуализированные фантазии на тему таких сельских легенд, и мне хотелось, чтобы эти фантазии были воплощены в реальной жизни. Чтобы из разрозненных воображаемых фрагментов можно было собрать настоящую полноценную историю.
В детстве я не имел представления об истоках происхождения этих легенд. Став взрослым, читая похожие легенды в произведениях эпох династий Тан (618-907 гг), Сун (960-1279 гг), Мин (1368-1644) и Цин (1644-1911), я понимал, что эти легенды появились в деревнях и городах, в настоящий момент уже стертых с лица земли. Поэтому такие легенды обладают гораздо большей жизненной силой по сравнению с чем-то осязаемым и доступным человеческому глазу из материального мира, они не могут исчезнуть вслед за разрушением и упадком.
Надеюсь, что рассказанная мною история тоже войдет в этот ряд, станет одной из таких легенд, будет распространяться и жить дальше.
— В вашей картине много сказочности и притчевости. Расскажите, пожалуйста, об истоках этого сюжета? Сколько там выдумки, как много фольклора?
— Истоки сюжета — это как раз сельские легенды, которые я слышал в детстве. И самое сильное впечатление на меня произвели именно те легенды, в которых речь шла о душе какого-нибудь умершего, вселяющуюся в живого человека. Я немного пофантазировал на эту тему — так в фильме появился персонаж Сюип. Вокруг этого персонажа и разворачивается сюжет фильма.
— Продюсером фильма выступил Цзя Чжанкэ. Расскажите, пожалуйста, как вы с ним познакомились, как начали сотрудничать и насколько он авторитарен как продюсер?
— После окончания университета я работал сценаристом, впоследствии у меня появилась возможность принять участие в работе над сценарием одного нз фильмов, продюсером которого тоже был Цзя Чжанкэ. Однако съемки фильма все не начинались, а потом я написал историю «Жизнь после жизни», с которой и попал в Wings Project Цзя Чжанкэ (программа поддержки молодых режиссеров, среди участников которой были и режиссеры фильмов, в разные годы принимавшие участие в конкурсной программе «Меридианов»: «Господин дерево» Хань Цзе, «К» Эмира ап Ришара и Дархада Эрденибулага.
Фильм «Жизнь после жизни» — мой режиссерский дебют, а создание фильма — это долгосрочная и достаточно сложная работа, особенно для начинающего режиссера. И в ходе этой долгосрочной и сложной работы Цзя Чжанкэ как продюсер оказал мне огромную помощь и высокое доверие. Он предоставил мне полную свободу для творчества и очень поддерживал меня в процессе работы над картиной, делился своим кинематографическим опытом, что помогло мне завершить мой фильм.
— Вы рассказываете историю неторопливо, у вас масса довольно длинных сцен: например, в одной из них отец и сын едут на машине, навстречу выезжает грузовик, и им приходится сильно сдавать назад, а потом проехать по дороге заново. Все это мы видим без монтажа. как вы выбирали манеру повествования? H сложно ли было сделать так, чтобы зритель при этом ие заскучал?
— Мне и хотелось рассказать такую необычную историю в очень сдержанной манере, хотелось в очень спокойном, ровном темпе войти в эту историю и сохранить такой неторопливый темп до самого конца. Надеюсь, что зритель в нашей истории вслед за душой умершей, вернувшейся в этот мир, сможет побродить по этой заброшенной земле, ее глазами увидеть эту землю, почувствовать метания главного героя, лучше понять былое и настоящее этих простых людей.
— Как вы нашли лес с таким количеством мертвых деревьев?
— Деревья из сада, который зритель видит в фильме, действительно мертвые. Я объездил очень много деревень, и в одном из старых дворов нашел сад с такими деревьями. Однако в других сценах появляются деревья, которые на самом деле живые, только из-за того, что была уже зима, они утратили свои жизненные силы, поэтому, на первый взгляд, они походили на мертвые. Но зима закончится, и эти деревья опять оживут.
— Много людей в Китае живет на такой бездыханной и заброшенной земле?
— В Китае — обширные участки земли, здесь находится огромное количество деревень, но я не очень хорошо представляю, как обстоит реальное положение дел у тех людей, которые там проживают. Но на моей родине, расположенной в районе Лёссового плато, действительно сложилась такая ситуация, когда деревня стремительно приходит в упадок, очень многие уезжают оттуда, а другая часть (в большинстве своем — пожилые люди) продолжает жить на такой заброшенной и бездыханной земле, которая показана в фильме.
— Как вы посадили козлов на деревья? И — что тоже важно — удалось ли после съемок нх снять?
— раньше я видел, как козлы едят траву, и обратил внимание на то, что у них отлично получается карабкаться наверх, они могут щипать траву на очень обрывистых склонах. Такие способности животных внушили мне уверенность в том, что снять подобную сцену возможно. Во время съемок я нашел стадо козлов, мы подогнали их под деревья, на которых должны были снимать сцену. Члены съемочной группы вместе ловили животных, после чего по одному сажали на деревья, а на дереве был человек, который должен был их принимать. После того как козла усаживали на дерево, он начинал активно проявлять свои способности к взбиранию наверх и очень естественно размещался в разветвлении дерева. После того как мы сняли сцену, член съемочной группы опять залазил на дерево, брал козла и спускал его человеку, который стоял под деревом. Так что приземление козлов прошло благополучно.
— Не скрою, мы волновались за них. А что касается мышей — правда, что они женятся только перед Новым годом? Что это означает и откуда взялась эта фраза?
— Здесь речь идет про особый день, отмечаемый за неделю до китайского Нового года (праздника весны), — праздник Малого Нового года (24-го числа 12-го месяца по лунному календарю). Основная идея этого праздника: скоро наступит китайский Новый год. Эта фраза встречается в фольклорных сказаниях, в которых говорится, что мыши женятся в 12-й (последний) месяц по лунному календарю. Я услышал эту историю от своей бабушки и все время воображал себе картину, как мыши женятся. А сцена из фильма стала воплощением моих визуальных фантазий на тему этого фольклорного сказания. Почему мыши женятся в день Малого Нового года? Потому что это — праздник, день, приносящий удачу, а в моем фильме накануне этого удачливого дня все мышиное семейство остается без крова.
— Вы-то как думаете, куда после смерти душа девается? И когда вы задумались об этом?
— Я считаю, что человек — это тело и душа. После смерти душа покидает тело и отправляется в мир иной. Этот мир — вокруг нас, но мы не можем его увидеть и прикоснуться к нему. Впервые я задумался об этом, когда не стало моей бабушки. Я тогда был еще маленьким и никак не мог смириться с тем, что бабушки больше нет, поэтому на основе фольклорных легенд, повествующих об умерших, воображал этот мир иной. Мир, в который уходят люди после смерти. Такого рода фантазии позволили мне смягчить боль от потери родного человека и поубавили мой страх смерти.
— Не могли бы вы рассказать, о чем были ваши прежние короткометражные и учебные фильмы?
— Я не снимал прежде короткометражных фильмов. «Жизнь после жизни» стала моим режиссерским дебютом в полном смысле этого слова.
О кинофестивале «Меридианы Тихого»
Международный кинофестиваль стран АТР «Меридианы Тихого» проходит во Владивостоке с 10 по 16 сентября. Фестиваль был учрежден в 2003 году, а в 2016 году состоится в 14-й раз. Это единственный в России кинофестиваль, в фокусе которого находится кинематограф стран АТР. Девиз фестиваля — «Кино для всех, кино для каждого». В конкурс «Меридианов Тихого» входят десять полнометражных и десять короткометражных фильмов. Дополнительная информация доступна на сайте фестиваля.
Добавить комментарий