Ровесник революции: 100-летие легендарного ледокола «Красин»
Ровно 100 лет назад на британских верфях построили ледокол «Святогор», на тот момент самый мощный в мире. Через полтора года его решили затопить. И затопили. Когда его подняли со дна, он стал «Красиным», прослужил на плаву еще более полувека, прошел вместе со страной важнейшие исторические вехи — и до сих пор находится в строю.
«Вся столетняя история нашего государства прошла через «Красин», с ледоколом связаны самые яркие и драматические события», — говорит генеральный директор Музея Мирового океана (Калининград–Санкт-Петербург) Светлана Сивкова, передает ДВ-РОСС со ссылкой на ТАСС.
«Святогор» из Ньюкасла
В 1915 году, несмотря на участие страны в Первой мировой войне, Совет министров России разработал и принял программу строительства ледокольного флота для освоения Арктики. На тот момент в составе российского флота уже действовал первый в мире ледокол арктического класса «Ермак» (спущен на воду в 1898-м). По его образцу решено было создать еще более мощный, самый передовой в мире корабль.
По заказу российского Главного управления кораблестроения в 1916 году в Англии, в Ньюкасле, началось строительство нового линейного ледокола. Он превосходил «Ермака» по скорости хода (15 узлов), мощности машин (10 тысяч л. сил) и водоизмещению (10,6 тыс тонн), имел ледовый пояс шириной около 3 м, который должен был обеспечить прочность корпуса в районе ватерлинии.
В марте 1917 года судно зачислили в состав флотилии Северного Ледовитого океана под именем «Святогор» — в честь былинного русского богатыря. 31 марта на нем был поднят Андреевский флаг.
«Ледокол закладывался как самый мощный в мире, каковым и оставался до 50-х годов ХХ века. Вся его история — это сплошные уникальные моменты: «Красин» — единственный ледокол в мире, который совершил два кругосветных похода, он получил мировую известность как спасатель, а после операции по спасению экспедиции генерала Умберто Нобиле в 1928 году западные державы наконец признали молодую советскую республику», — отмечает директор филиала Музея Мирового океана в Санкт-Петербурге «Ледокол «Красин»» Александр Петров.
Затоплен для защиты революции
Летом 1918 года, на заключительном этапе Первой мировой войны, «Святогор» принимал участие в обороне Архангельска от войск Антанты. Чтобы не дать кораблям противника войти в устье Северной Двины, в августе было решено затопить два ледокола — «Святогор» и «Микула Селянинович». Эта мера не помогла: интервенты захватили город и расстреляли командира «Святогора» Николая Дрейера и моряков, участвовавших в затоплении. Позднее англичане смогли поднять ледокол со дна моря и в феврале 1920 года увели его в Великобританию безо всяких документов.
Через несколько месяцев корабль, уже под британским флагом, был арендован Россией для спасения во льдах Карского моря ледокольного парохода «Соловей Будимирович» с 85 пассажирами на борту.
Вернуть ледокол Россия смогла лишь в 1921 году после долгих переговоров с британским Адмиралтейством — их вели тогдашний нарком внешней торговли Леонид Красин и кораблестроитель академик Алексей Крылов. Возвращение судна и подписание англо-советского договора были одними из первых событий «полосы признания СССР», а роль наркома Красина в этих переговорах с 1927 года была увековечена в новом имени корабля.
На пути к мировой славе: спасение Нобиле
Всемирную известность «Красин» получил в 1928 году, когда спас итальянскую экспедицию Умберто Нобиле к Северному полюсу. Это была одна из самых знаменитых операций в истории судна..
Нобиле с экспедицией из 16 человек на дирижабле «Италия» 23 мая 1928 года отправился с западного побережья Шпицбергена. Через два дня путешествия «Италия» потерпела аварию, в результате которой семь членов экспедиции погибли, а девять выживших во главе с Умберто Нобиле остались дрейфовать на льдине. Итальянское правительство обратилось к советскому с просьбой спасти экспедицию, и 16 июня к месту бедствия из Ленинграда отправился «Красин». Сложнейшая спасательная операция продолжалась почти месяц, и 12 июля выжившие итальянцы и фокстерьер Титина были подняты на борт. В начале октября ледокол пришел в Ленинград, где ему устроили триумфальную встречу.
«После спасения экспедиции Нобиле советское правительство поняло, что страна может работать в Арктике, это стало стартом крупномасштабной программы освоения Северного морского пути, масштабного освоения Арктики», — считает секретарь правления ассоциации «Морское наследие России» Павел Филин.
В 1934 году «Красин», входивший в пятерку самых мощных советских ледоколов, принимал участие в спасении другой полярной экспедиции — челюскинцев. Для участия в этой операции ледокол совершил переход во Владивосток через Атлантику и Тихий океан.
«Красин» в составе конвоев
Летом 1941 года «Красин» стоял на якоре в бухте Провидения на Чукотке в ожидании очередной арктической навигации, но с началом курсирования Полярных конвоев ему пришлось стать боевым кораблем. За годы Великой Отечественной войны «Красин» совершил кругосветный морской поход продолжительностью 885 суток и участвовал в морских сражениях.
«Ледокол «Красин» на сегодняшний день — единственное действующее судно, которое участвовало в полярных конвоях. Но он не только вез орудия и снаряды для армии, на его счету два сбитых фашистских самолета, а этим может похвалиться далеко не каждый военный корабль», — подчеркивает председатель региональной общественной организации «Полярный конвой» Юрий Колесников.
Бой, в котором экипаж «Красина» сбил два немецких самолета, произошел 26 апреля 1942 года, когда конвой PQ-15, участником которого был «Красин», на пути из Рейкъявика в Мурманск был атакован у берегов Норвегии гитлеровской авиацией. «Красин» не только вступил в прямой бой с противником, но и прикрывал следовавший с ним слабо вооруженный ледокол «Монткальм» от атак немецких торпедоносцев. 6 мая 1942 года конвой, потерявший три транспорта из 23, прибыл в Мурманск.
После этого похода «Красин» перевооружили и направили на проводки караванов судов с военными грузами по Карскому и Белому морям, по трассе Севморпути — в этих рейдах ледоколу приходилось постоянно отражать бомбардировки и атаки подводных лодок.
Освоение Арктики
После войны «Красин» вернулся на Севморпуть и работал на этой трассе в составе Мурманского пароходства до начала 1950-х годов. В 1956-60 годах ледокол прошел капремонт и модернизацию на верфи в городе Висмар в ГДР. Немецкие кораблестроители заменили на «Красине» энергетическую установку, оборудовали вертолетную площадку и почти до неузнаваемости изменили его внешний вид.
Свой последний арктический поход «Красин» совершил в 1971 году, и в 1972-м ледокол, проработавший в общей сложности 54 года на Балтике, в Арктических и дальневосточных морях, переоборудовали в энергобазу и передали Мингеологии СССР. Ледовый путь «Красина» завершился в конце 1980-х, когда его вывели из эксплуатации. Корабль-«пенсионер» оказался в очень сложном положении — были планы продать его за рубеж или распилить и утилизировать.
Для спасения исторического ледокола был организован Общественный комитет, который добился для него музейного статуса. В 1992 году «Красин» стал объектом культурного наследия: его зарегистрировали во Всероссийском реестре музеев и передали Международному фонду Санкт-Петербурга в статусе государственного значения памятника истории. С 1996 года «Красин» пришвартован на набережной Лейтенанта Шмидта. В наши дни ледокол-легенда — центр изучения истории морских полярных исследований. На борт корабля-музея ежегодно поднимаются около 40 тысяч посетителей.
В 2002 году легендарный ледокол был принят в международную Ассоциацию военно-исторических кораблей (HNSA), а двумя годами позже, в 2004-м, стал филиалом калининградского Музея Мирового океана. В 2014 году корабль прошел доковый ремонт на Морском заводе в Кронштадте.
Добавить комментарий