Самый отстающий среди регионов по оказанию паллиативной помощи — Приморский край
Специалисты системы здравоохранения в Приморье пытаются добиться развития паллиативной помощи и строительства хосписа. Процесс этот тянется вот уже более двадцати лет. Решение вопроса постоянно упирается то в деньги, то в документы, передает ДВ — РОСС.
Вот и теперь проект реконструкции старинного здания на Русском острове завис на неопределенный срок из-за судов с Министерством обороны.
Миниобороны РФ судится из-за неиспользуемой казармы на Русском острове с администрацией Владивостока. В поселке Экипажном планируется построить хоспис – комплекс для оказания медико-социальной помощи тяжелобольным пациентам. Есть уже и готовые проекты, и смета, и даже вполне годные для реконструкции развалины казарм царских времен, переданные муниципалитету. Нет только права распоряжаться землей, на которой и должен появиться реальный хоспис.
Главный внештатный специалист по паллиативной помощи департамента здравоохранения Приморского края Андрей Денеж на вопрос о текущем состоянии дел с постройкой отвечает коротко: «и ничего!». Хоспис – давняя и заветная мечта приморских врачей, в том числе и онкологов, которую уже два десятка лет никак не могут реализовать в крае.
Сейчас у специалистов здравоохранения на руках два проекта. В прошлом году были даже составлены сметы на оба – средства в пределах 200 миллионов рублей могут помочь тысячам тяжелобольных пациентов.
«»Мы рассматриваем варианты» – примерно в таком положении у нас вопрос об организации центра паллиативной помощи и строительстве хосписа, – говорит Андрей Денеж.
– Казарма на Экипажной, 24 в поселке Экипажный на Русском острове была передана городу при подготовке к саммиту АТЭС в 2012 году. Когда здание не понадобилось, военные попросили его обратно – у них там бессрочная аренда. В суде Марине Казаковой из Фонда помощи хосписам удалось доказать, что эти земли не используются больше десяти лет, а значит, их можно передать муниципалитету. Но военные подали кассационную жалобу. Знающие люди говорят, что это рассмотрение может затянуться на несколько лет».
Цена реконструкции казармы, которую местные жители давно уже растаскивают на кирпичи, в прошлом году составляла около 100 миллионов рублей – этого хватило бы на восстановление внутренних стен, фасада, приведение здания в соответствие с требованиями Минздрава для хосписов и даже на зимний сад. Правда, пока в крае искали деньги, стоимость проекта возросла вдвое.
Владивостокская Епархия также предлагала и другой проект, стоимостью 187 миллионов рублей на прошлый год. Это – новый комплекс «с нуля», практически идентичный первому московскому хоспису, с разделением на блоки и корпуса. Этот проект тоже «завис».
А между тем, из-за отсутствия хосписа страдают не только неизлечимо больные пациенты, но и люди, нуждающиеся в паллиативной медицине. То есть те, кому нужна диагностика, оперативный комплекс медицинского вмешательства и возможность вернуться домой до ухудшения состояния. А пока тяжелые больные лежат в медицинских учреждениях, не давая возможности врачам принять тех, кому требуется комплексная помощь.
«Нужно решение, – говорит Андрей Александрович. – И мы об этом говорим много лет. Паллиативная помощь – это активная помощь больным, это воздействие на опухоли, проведение малых хирургических вмешательств, прочие манипуляции, которые делают врачи в комплексе. А когда организм исчерпывает возможности борьбы, тут уже приходит на помощь хоспис. Там работают волонтеры, там служат священнослужители, там сестринский присмотр. А у нас сейчас тяжелые больные лежат в нейроотделении».
Хосписа в Приморском крае не было никогда, только отдельные активисты еще с 90-х годов прошлого века пытаются достучаться до властей, говоря о необходимости его постройки.
Да и паллиативную помощь приморцы могут сейчас получить в отделениях сестринского ухода. 60 коек паллиативной помощи организовано в Приморском крае, но только не во Владивостоке. Это Борисовка, Яковлевка, Дальнереченск и еще несколько населенных пунктов. А пациентов, которым требуется подобное вмешательство, – около 20 тысяч в год.
«Где-то шесть тысяч – онкология, – перечисляет Андрей Денеж. – Еще столько же – неврология. Около четырех тысяч – диабет, генетические заболевания, миастения и прочие болезни. Им всем нужна паллиативная помощь или помещение в хосписы».
В бывшем роддоме-«двойке» (Черемуховая, 32) во Владивостоке планируется создание паллиативного центра с кабинетом локомоторной терапии для перенесших тяжелый инсульт, с блоком интенсивной терапии, стационаром и прочими атрибутами современного медицинского учреждения. Но пока здание роддома принадлежит Перинатальному центру – его должны передать краевой клинической больнице, а уже потом превращать в паллиативный центр.
«Процесс, конечно, движется. Койки и кабинеты паллиативной помощи нужно создавать. И они в Приморье уже есть. Было у нас много проектов и решений. Епархия предлагала нам Дом офицеров флота на Русском, в том же Экипажном. Но там такое типовое здание клуба, с высокими потолками, с залом. Его под наши нужды не приспособить», – объясняет Андрей Денеж.
В других регионах паллиативная помощь развивается, только Приморский край все где-то в отстающих, несмотря на удручающую статистику по онкологии и сахарному диабету. Проекты остаются только проектами, им уже даже придумали собственный термин – «медицинский долгострой».
Тяжелобольные люди вынуждены пользоваться услугами частных пансионатов, которые не имеют лицензии на осуществление медицинской деятельности и права выписывать сильнодействующие препараты.
Реализация проектов зависит от решений: судов, Минвостокразвития, краевой администрации и чиновников различных уровней. Фонд помощи хосписам вообще долгое время собирал средства на постройку нужного комплекса благотворительностью. Однако документов на землю ни Фонд, ни департамент не получили до сих пор. VL.ru
Добавить комментарий