Эксперты: в Арктике потребуется технология подледного погружения обитаемых аппаратов
«Первый спуск состоялся 29 июля Северо-Восточнее архипелага Земля Франца-Иосифа», — рассказал Владимир Соколов. Он был начальником экспедиции «Арктика 2007», составной частью которой была Высокоширотная глубоководная экспедиция во главе с Артуром Чилингаровым, в рамках которой дважды были осуществлены подледные спуски «Миров». В его задачи входило позиционирование, обеспечение безопасности и гидрометеорологическое обеспечение рейса, в период самого спуска «Миров» — постановка маяков и ледовое сопровождение спуска, передает ДВ-РОСС со ссылкой на ТАСС.
По словам Соколова, технология подледного погружения обитаемых аппаратов нужна для двух основных целей. «В рамках операций по спасению потерпевшей аварию подводной лодки аппарат может оперативно обследовать и установить причину происшедшего, так как обладает лучшей информатикой, чем аппараты-спасатели, хотя из-за герметичности корпуса спасти экипаж подлодки «Мир» не может», — уточнил эксперт. Также «Миры» незаменимы при «разработке полезных ископаемых в шельфовых и глубоководных районах мирового океана».
Пять лет на приколе
Пилот «Мира-1» Анатолий Сагалевич, руководитель лаборатории по эксплуатации «Миров», рассказал корреспонденту ТАСС, что уже пять лет «Миры» не погружались. «Мир-1» стал экспонатом выставок в Музее мирового океана в Калининграде, «Мир-2» стоит, в Калининграде же, в ангаре. Между тем, чтобы выйти в новый рейс, по словам Сагалевича, нужно лишь «заменить на аппаратах аккумуляторы, они исправны и готовы к продолжению работ».
Он рассказал, что готовит для «Миров» новые проекты. «Говорить о них пока рано, но они есть», — отметил Сагалевич. Он также убежден, что «развитие Арктической зоны потребует использовать на практике технологию подледного погружения, созданную на «Мирах» 10 лет назад». «Верю, что она обязательно будет востребована», — сказал Сагалевич.
Комментируя тему, в Главном командовании ВМФ корреспонденту ТАСС сказали, что «традиции отечественной школы подледного плавания не утеряны». «Подводные лодки ВМФ России совершают подледные походы, в том числе в приполярных областях Арктики. Вместе с институтами Академии наук ВМФ осуществляет несколько проектов исследования арктических глубин, и создание технологии подледного погружения «Миров» — один из таких примеров», — сказал собеседник агентства.
Генеральный директор Музея мирового океана Светлана Сивкова сообщила, что «аппарат «Мир-1″ является одним из самых востребованных экспонатов в музее». «В последние годы резко возрос поток желающих учиться в аспирантуре при Институте океанологии, изучать морские глубины с помощью глубоководных аппаратов. Думаю, что этому способствовала возможность увидеть «Мир-1″ на выставках нашего музея. Гениальность отечественных инженеров играет образовательную роль, у них появляются последователи», — полагает Сивкова.
О «Мирах»
«Мир-1» и «Мир-2» были построены в 1987 году по проекту Игоря Михальцева в Финляндии, в основе конструкции — герметичная капсула с пилотами, имеются внешние манипуляторы. Судном базирования стало судно Института океанологии РАН «Академик Мстислав Келдыш». С 1987 по 1991 годы «Миры» участвовали в 35 экспедициях в Атлантический, Тихий, Индийский океаны. В 1989-1998 годах с помощью аппаратов была проведена серия экспедиций к месту гибели атомной подводной лодки «Комсомолец» в Норвежском море, в сентябре 2000 года благодаря погружениям «Миров» была установлена причина гибели атомной подводной лодки «Курск».
Добавить комментарий