Что увидят президенты стран АТР в прибрежных водах Владивостока во время саммита АТЭС -2012?
Торчащие остовы судов, грязные нефтяные разводья на поверхности бухт Владивостока. Скорее всего, такая неприглядная картина неприятно поразит высоких гостей.
А ведь средства на очистку были выделены. Вот только непонятно куда власти Приморья «использовали» 31,4 миллиона рублей, которые должны были помочь улучшить экологическую обстановку к саммиту АТЭС -2012 во Владивостоке, считает Счетная палата России, сообщает корреспондент ИИ «ДВ РОСС».
Казалось бы, администрация Приморского края довольно энергично взялась за приборку и очистку прибрежных вод. Создали экологические фонды. Но самое удивительное в том, что средства, которые выделило государство, вообще не попадали в адрес тех, кто непосредственно занимается подъемом затонувших судов, очисткой вод в бухтах города Владивостока – Золотом Роге, Диомиде, Улиссе.
Шли они на счета фирм — однодневок, которые не располагают рабочей силой, а все оборудование и помещения берут в аренду. Обыкновенные временщики, но за ними стоят влиятельные люди из администрации края. Иначе бы они не выиграли тендеры на разделку судов и другие экологические работы.
Сегодня реально экологией залива Петр Великий, омывающего Владивосток и остров Русский занимаются единицы. Среди них — компания «Даль – металл»». Появилась она в 2003 году. И сразу же взялась за утилизацию судов, подводных лодок, переработкой лома черных и цветных металлов.
С ее помощью сначала избавилась от брошенных кораблей бухта Улисс. Многие, кто прежде бывал на берегу этой бухты, что в черте Владивостока, видели, что она буквально завалена затонувшими брошенными кораблями и подводными лодками. Настоящее «кладбище кораблей» В свое время они входили в боевой состав Тихоокеанского флота. Затем по старости корабли и ПЛ списали, а вот денег на их разделку никто не выделял. Они тихонько ржавели, приткнувшись к берегу, и постепенно опускались на дно. Возле берега было мелко, поэтому у многих подлодок и кораблей боевые рубки торчали из воды.
— В 2003 году мы начинали свою деятельность с того, что создали экологический отдел, который занялся поиском собственников затопленных судов, чтобы затем оформить покупку, подъем и разделку плавсредств, — говорит директор ООО «Даль – металл» Сергей Овчинников. — Это довольно сложная и мучительная процедура. Многие владельцы подобных плавсредств, после того как мы к ним обращаемся, почему – то резко поднимают цену. Не все понимают, что процесс подъема со дна судна — весьма сложная и дорогостоящая операция.
Сначала «Даль – металл» утилизировал 4 ракетных катера, выведенных из состава Тихоокеанского флота. Они были на плаву. А потом уже приступили к подъемным работам. В основном специалистам компании предстояло изъять из воды и разделать подводные лодки, которые лежали на дне Улисса.
Одной из первых специалисты компании подняли подводную лодку 641 проекта — Б – 28 . Затем были Б – 143, 72 и С — 145. Всего на дне Улисса покоилось 8 дизельных подлодок, пять из них подняли, и утилизировал «Даль – металл». Также за период до 2005 года были подняты и разделаны морской тральщик и водолазный бот. Сейчас воды бухты Улисс стали намного чище.
Компания в настоящее время принимает участие в очистке бухт острова Русский, где пройдет саммит АТЭС -2012. В основном специалисты занимаются разделкой остатков кораблей. Как известно военные моряки энергично очищают от брошенных кораблей бухты Житкова, Аякс, Новик, Труда острова Русский, чтобы улучшить экологическую обстановку в районе проведения крупного международного форума. Саперы взрывают большие корабли, и оставшиеся куски тягачами вытаскивают на берег. «Даль – металл» занимается их разделкой. Для этого они доставляют фрагменты корпусов на свой причал, который находится на территории Дальзавода, перерабатывают металл и отправляют его потребителям.
Однако особо значимый и проблемный сегодня участок акватории — это бухты Золотой Рог, Диомид и Малый Улисс, где, как известно, затонувшие суда не только мешают оживленному судоходству. Они также серьезно ухудшают экологию, отравляя прибрежные воды. Кроме того, они хорошо проглядываются сверху, так как надстройка и мачты находятся почти у поверхности воды. Надо заметить, президенты стран Азиатско – Тихоокеанского региона, проезжая по новому мосту, возможно, выскажут пожелание глянуть вниз на бухты Владивостока. Картина ведь впечатляющая, красота неописуемая. А когда приглядятся, то, что они увидят?…
В бухте Золотой Рог лежащий на дне СРТМ «Немиров». Судовладельцы сами не могут поднять траулер, нет средств. «Даль – металл» пытался с ними договориться. Безуспешно. Например, внешний управляющий фирмы «Норд стрейт», владелец судна, отказался даже разговаривать…
— Мы предоставили смету, согласно которой сумма подъема траулера почти равнялась стоимости металла, — говорит Сергей Овчинников. — Это их не устроило. Хозяева затонувших судов хотят хорошо поиметь с фактически бросового металла. Поэтому загибают такие цены, что подъем судна становится экономически нерентабельным, а порой приносит нам убытки.
А где в таком случае экологические фонды, которые должны вплотную заниматься этим вопросом?
Наболело уже у компании «Даль – металл» и с морским буксиром, что также лежит на дне Золотого Рога в районе бывшего Владивостокского судоремонтного завода. Как металл он не представляет товарной ценности. Но годами отравляет морские воды, и его остовы хорошо проглядываются сверху.
— Нам власти говорят, поднимите буксир, а сами денег на это не дают, — сетует директор ООО «Даль – металл» Сергей Овчинников. — Мы знаем, что в администрации созданы экологические фонды, которые призваны финансировать работы по очистке Владивостокских бухт, но почему-то из этих фондов ничего компании не перепадает…
Не лучше ситуация и в бухте Малый Улисс, тоже в черте города. Здесь затоплен плавучий док. Он серьезно мешает судоходству. Однако «Даль – металл» не может найти собственника этого огромного куска ржавого железа, он просто куда – то исчез. А ведь без хозяина компания не имеет права поднимать затонувшие суда. Здесь требуется и власть употребить, чтобы и помочь «Даль – металлу» оформить документы и тем самым соблюсти порядок. Но администрация края, создав неэффективные экологические фонды, на том и успокоилась…
ЕСЛИ ВЛАСТИ ГОРОДА И КРАЯ БУДУТ И ВПРЕДЬ ТАК ЖЕ ОТНОСИТЬСЯ К ОЧИСТКЕ БУХТ ОКРУЖАЮЩИХ ВЛАДИВОСТОК, ТО МОЖНО С УВЕРЕННОСТЬЮ СКАЗАТЬ, ЧТО ВЫСОКИЕ ГОСТИ САММИТА АТЭС – 2012 УВИДЯТ ВЕСЬМА НЕПРИГЛЯДНУЮ КАРТИНУ — ГРЯЗНЫЕ МОРСКИЕ ВОДЫ И ТОРЧАЩИЕ СО ДНА БУХТЫ ЗОЛОТОЙ РОГ ОСТОВЫ СУДОВ.
Подтвердила ненормальное положение вещей с экологией и Счетная палата, которая провела проверку и считает, что Минприроды в 2008-2009 годах не в полной мере контролировало экологические службы при подготовке к саммиту стран Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) 2012 года.
Аудиторы отмечают, что полномочия в сфере природоохранной деятельности в Приморском крае раздроблены, не скоординированы, разграничены между территориальными управлениями нескольких федеральных ведомств. А отсутствие взаимодействия и информационного обмена между ними позволяет организациям осуществлять производственную деятельность с нарушениями природоохранного законодательства.
Проверка также показала, что план мероприятий по осуществлению государственного экологического контроля в Приморском крае в условиях подготовки к проведению АТЭС-2012 отсутствует.
Кроме того, в ходе проверки были выявлены нарушения на общую сумму 31,8 миллиона рублей, из них неэффективно использовано 31,4 миллиона рублей.
Дмитрий Латыпов
Добавить комментарий