«Дядю Ваню» поставили на магаданской сцене

Спектакль




Новый спектакль в репертуаре магаданской драмы пришелся как раз на столетие русской революции. Историками давно отмечено, что календарный век не всегда совпадает с историческими вехами. Об этом передает ДВ-РОСС со ссылкой на пресс-службу правительства Магаданской области.

С политическим веком, верстовыми столбами, вешками в хронологии народов и цивилизаций. Иногда век заканчивается даже раньше своего календарного срока. Так XV-е столетие завершилось в 1492 г. не только завершением реконкисты, то есть, освобождением Испании от мавританских завоевателей, но и открытием Америки в этот же год. На Руси в 1492 году Иван Третий заложил на берегу Нарвы напротив немецкой крепости Нарва свой Ивангород. А в Москве был тогда же перестроен Кремль, построен первый каменный дворец. И это тоже знаменовало собой начало нового, «длинного XVI века, который стартовал на 8 лет прежде своего отсчета 1 января. Правда, на Руси новолетие отмечали сначала 1 марта, а с 1348 г. перенесли этот праздник н 1 сентября, и только при Петре Первом перешли на европейское исчисление с 1 января. Кроме того, 1492 год от Рождества Христова был 7000-м годом от сотворения мира, и русские люди ожидали тогда конца света, который так и не случился.

Эта преамбула позволяет немного понять, какие мысли, чувства, исторические аналогии навевает новый спектакль в магаданском храме искусств. Ведь сказка ложь, да в ней намек. И ХХ век начался для нас именно с революции 1917 г. Даже не с ее репетиции в 1905-07 г.г, не с неудачной войны с Японией в 1904-05 г.г., и не с первой мировой, или «великой», «второй Отечественной», как ее называли газетчики в 1914 г. Для Европы, да, именно этот рубеж 1914-го стал началом двадцатого столетия. Но для России заря будущего со всеми ее муками и радостями, поражениями и победами, ошибками и грехами наступила только в октябре 1917 г, преодолев точку распада и выйдя на порог полной аннигиляции русского государства и цивилизации уже к концу 1930-х, окончательно закрепившись 9 мая 1945 г.

И завершился наш ХХ век не 31 декабря 2001 г., а уж тем более, не годом раньше, когда вся планета праздновал свой ошибочный «миллениум» и боялся того, что 1 января 2000 г. компьютеры всего мира перестанут работать. Это была грандиозная афера компаний, производящих системное обеспечение для компьютерной техники, блеф, на котором кое-кто сильно нагрел руки. Не закончился ХХ век для нас ни с победой во второй чеченской, это была оплата по счетам ельцинской эпохи. Не стоит отсчитывать 21-й век и от 5-дневной войны между Грузией и Южной Осетией в августе 2008 г. Ни даже от блистательной зимней олимпиады в Сочи или от возвращения Крыма в 2014-м. Именно в ноябре 2017 г. мы, может быть, еще не до конца осознавая это, но пересекли вековой рубеж. Оставив позади гражданскую войну, эмиграцию, индустриализацию, множественные жертвы, принесенные на алтарь строительства и воссоздания державы в рамках Красного проекта, на Великую победу над фашизмом, выйдя в космос и став примером для половины земного шара в деле построения по-настоящему справедливого общества.

А обо всем этом мечтали еще чеховские герои. В частности, персонажи пьесы «Дядя Ваня», жившие в мучительном безвременье конца 19-го века, длившегося от начала царствования последнего императора-мученика и до самой революции, вернее, октябрьского переворота большевиков, зажегших факел новой эры.




Ведь если вслушиваться в слова героев этой пьесы, то понимаешь, как современно они звучат. Астров, например, озабочен восстановлением лесных массивов, он настоящий «зеленый», которому не повезло родиться в наше время. Кроме экологических проблем он озабочен идеями «правильного питания», вегетарианства, которое тогда входило в моду у российских и европейских интеллектуалов. Отказались от употребления мяса и Лев Толстой, и англичанин Бернард Шоу.

Драма русского аристократического класса, вырождающейся элиты, помещиков в своих заложенные и перезаложенных «вишневых садах», персонажей чеховских рассказов и пьес, это прозябание в «безгеройное время», в ситуации, когда, по слову гениального барда ХХ века Владимира Высоцкого, «и ни церковь, и ни кабак, ничего не свято», она хорошо знакома и памятна нам, заставшим падение СССР четверть века назад. Не менее актуальна эта проблема и сегодня, в условиях беспрецедентного давления и информационной вражды со стороны Запада с его санкциями и «двойными», даже «тройными стандартами» лицемерия и полностью неадекватного поведения в политике, то есть абсолютного попрания норм международного права. И если мы не изменим сложившуюся ситуацию в свою пользу, а также в пользу и на благо других народов мира, не найдем общую для всех идею и идейность, сродни той, которая перевернула мир в 1917 г., то мы опять можем оказаться в патовом положении, если не в ситуации цугцванга, если выражаться шахматным языком. Когда все, что ни предпринимаешь, твое положение только ухудшается.

Вот почему так страдали чуть более века назад «негероические» герои Чехова в гениальной пьесе «Дядя Ваня». И финал ее, в котором звучат слова, полные христианской любви, смирения и надежды, это самый светлый аккорд, это взгляд русского гения, устремленный к нам, через сотню лет, в туманное для чеховских современников, но не для прозорливого драматурга ЗАВТРА. Это завещание Антона Павловича и его послание нам, как в «капсуле времени». Будьте сильными, смелыми, идейными борцами, а не слабаками. Вот о чем эта пьеса и новый спектакль в магаданском театре драмы. И все сегодня зависит от нас с вами, друзья, земляки и современники. Только обретя светлую веру, высокую идею, силы творить и строить будущее, мы обретем надежду на то, что сохраним мир не только для себя, но и для остальных народов земли, снова подарив соседям по планете образец поведения и нравственный идеал, который дважды за нашу тысячелетнюю историю выпадал Росси счастливым билетом: принятием христианства в 988 г. и началом строительства справедливого общества для всех в 1917 г. Иначе ничего не получится и наш народ просто напросто сойдет с исторической арены, как множество племен и языков древности, от хеттов и вавилонян до вымерших пруссов, галлов и так далее.

Уходя после спектакля «Дядя Ваня», магаданские зрители были ошеломлены, со слезами на глазах и острой тоской, болью в сердце, но и с любовью и надеждой на то, что в будущее мы войдем иначе, чем персонажи помещичьей России сто лет назад. Обязательно посмотрите этот спектакль, поставленный замечательным режиссером Андреем Штейнером (Иркутск) и воплощенным нашими любимыми артистами!


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Powered by WordPress | Designed by: SEO Consultant | Thanks to los angeles seo, seo jobs and denver colorado
На данном сайте распространяется информация сетевого издания ДВ-РОСС. Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 71200, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации (Роскомнадзор) 27.09.2017. Учредитель: Латыпов Д.Р.

При полном или частичном цитировании информации указание названия издания как источника и активной гиперссылки на сайт Интернет-издания ДВ-РОСС обязательно.

Яндекс.Метрика