Top.Mail.Ru

Оформлять полисы ОСАГО советуют с диктофоном и свидетелями

Полис ОСАГО

Электронные полисы ОСАГО страховщиков обязали оформлять больше года назад, однако и после внедрения новшества далеко не во всех регионах «автогражданка» стала доступнее. Об этом передает ДВ-РОСС со ссылкой на «Российскую газету».

Платеж не удался

Сегодня офисы многих страховых компаний непривычно тихи. Их не осаждают нервные толпы пришедших за «автогражданкой» владельцев авто, и это поначалу несказанно радует: надо же, порядок-то навели. Как навели — выясняется через минуту.

— Мы оформляем ОСАГО только в электронном виде, — огорошивает менеджер. И добавляет: — А если вы хотите подать заявление в офисе, проверка документов займет до 30 дней. Вот вам бланк заявления: если что-то не получится с Е-ОСАГО, заполните его и приходите…

Условия, конечно, изумили: при оформлении предыдущего полиса в той же уважаемой и известной компании проверка заняла семь дней (что тоже было аномально долго по сравнению с другими страховщиками), а ныне она растянулась еще в четыре раза. «Таково требование Гражданского кодекса», — любезно объяснила девушка-менеджер. Между тем, за консультацией лучше всего обратиться к автоюристу — https://avtozakony.com.

Что ж, в электронном виде, так в электронном. Рассчитывая справиться с задачей за полчаса, выхожу на сайт Российского союза автостраховщиков (РСА), нахожу свою компанию, регистрируюсь в личном кабинете, получаю информацию о сумме, в которую мне «автогражданка» обойдется… На этом «история успеха» обрывается. Оформление собственно Е-полиса и дальнейшее заполнение предложенной формы заканчивается ничем: система оповещает, что в базе РСА ни моих, ни моей машины данных нет, очень долго проверяет присланные сканы документов, сообщает, что проверка прошла успешно, но в итоге выдает: оформление Е-ОСАГО невозможно. Без объяснения причин. И так множество раз.

Страхователю-неудачнику предлагается перейти на сайт другого страховщика, процедура повторяется, сканы в десятый раз проверяются, и однажды дело даже доходит до оплаты. Сердце буквально трепещет в ожидании долгожданной развязки. Увы! На мониторе выплывает: «Ваш платеж не удался. Вы можете вернуться к заполнению данных или повторить попытку оплаты». Много раз делала и первое, и второе — бесполезно.

В итоге с заполненным бумажным заявлением и множеством вопросов отправляюсь в офис. При напоминании о том, что проверка займет до 30 дней, заявляю, что проконсультировалась в Банке России, где такую практику назвали неправомерной. Тут же выясняется, что в системе все мои данные проверены, стоимость полиса рассчитана, и я получаю вожделенный документ в течение 15 минут.

— 30-дневная проверка документов по ОСАГО абсолютно неправомерна, — еще раз подтверждает заместитель управляющего отделением по Ярославской области ГУ Банка России в ЦФО Евгений Ефремов. — Есть железное правило: если человек пришел и у него есть заявление и все необходимые документы — удостоверение личности, водительское удостоверение, паспорт и свидетельство о регистрации транспортного средства, диагностическая карта, — договор ОСАГО с ним должны заключить «здесь и сейчас». Страховщики ссылаются на Гражданский кодекс, на понятие публичного договора, который предусматривает 30-дневный акцепт оферты (согласие на заключение договора. — Прим. авт.). Но ситуации с ОСАГО это не касается: это уже сложившаяся практика, и при предоставлении документов страховщик обязан заключить договор в день обращения.

Технические маневры

Как считает Евгений Ефремов, заявление страховщиков об оформлении полисов только в электронном виде тоже всего лишь уловка, потому что если у компании есть офис, а в нем работают сотрудники, имеющие полномочия для выдачи полисов ОСАГО, то эта услуга должна оказываться там, где клиенту удобно.

— Это все способы уклонения от оформления полисов ОСАГО. Это все от лукавого, — говорит представитель Банка России. — К сожалению, людей легко ввести в заблуждение, потому что они часто обладают фрагментарной информацией.

Специалисты вынуждены признать: страховщики по-прежнему не слишком рады пришедшим к ним клиентам с «автогражданкой». До появления Е-ОСАГО это выражалось в навязывании дополнительных услуг. С выходом процесса в Интернет, очевидно, выражается в каких-то технических маневрах. Например, для кого-то серьезным препятствием может стать даже введенная с начала года в процедуру оформления Е-ОСАГО «капча» (компьютерный тест): если она будет содержать буквы, которые одинаково выглядят в латинском и кириллическом алфавитах, расшифровать ребус не для всех будет легко.

Сами страховщики на условиях анонимности признают: конечно, их интересуют клиенты не с одним полисом ОСАГО, а еще с каким-нибудь, а лучше с несколькими, потому что тогда даже выплаты в случае ДТП будут погашены общей маржинальностью. ОСАГО в чистом виде — во многих регионах продукт со слабым маржинальным ресурсом. Если в обеих столицах с обязательным автострахованием проблем нет, оно выгодно, то, например, в части областей ЦФО, где очень большую долю страхового рынка в свое время занимала одна компания, которая выплачивала неадекватно маленькие компенсации по страховым случаям, страховщики часто работают в ноль или даже в минус. Потому что неуважение к клиентам аукнулось появлением такого неприятного явления, как «автоюризм»: люди побежали в суды доказывать свою правоту, и для определенного количества защитников это сегодня стало настоящим бизнесом, а по сути — боями без правил. Ярославская область пока не относится к так называемым токсичным регионам (как, например, Ивановская), где автоюристы законными, а чаще незаконными способами оставляют страховщиков без денег, но она балансирует на грани.

Согласно отчету Российского союза автостраховщиков за 2016 год доля ОСАГО в совокупной страховой премии (то есть поступившим платежам) по всем видам страхования была равна 19,9 процента. При этом страховые выплаты по ОСАГО в общем «котле» составили уже 34,1 процента.
Без полисов

К сожалению, прохладное отношение страховщиков к ОСАГО привело к тому, что люди начали привыкать жить без этого обязательного документа, подвергая и свое, и чужое имущество серьезным рискам. Если виновником ДТП окажется человек без полиса, возмещения ущерба с него придется требовать через суд. За отсутствие ОСАГО виновный расплатится личным имуществом, а пострадавший — нервами, временем и, скорее всего, ремонтом авто за свой счет, потому что судебная тяжба и процесс взыскивания долга часто затягиваются. То есть внакладе останутся все.

— Я вообще не собираюсь ничего оформлять, — признался ярославец Игорь. — Я пытался, не получилось, буду ездить так. Штраф за отсутствие полиса — 800 рублей, если его заплатить в течение 20 дней — половина этой суммы. Ну сколько раз меня остановят? Раз или два, ну три. Получится гораздо дешевле, чем оформление страховки.

В управлении ГИБДД по Ярославской области рассказали, что в 2017 году сотрудники ДПС оформили в регионе 33209 протоколов по части 2 статьи 12.37 КоАП РФ за езду без полиса ОСАГО. В 2016 году таких нарушений было 19334. Подтверждает тревожную тенденцию и статистика РСА. В 2016 году на 57,1 миллиона автомобилей в России приходилось 39,1 миллиона полисов ОСАГО. Такого соотношения не было еще никогда. К сожалению, данных за 2017 год пока нет.

— Проблема в том, что из десяти водителей четверо сегодня ездят без полисов, — говорит председатель комитета по финансовым рынкам Ярославской торгово-промышленной палаты Марина Позднякова. — А из шести оставшихся как минимум два человека наверняка имеют фальшивые полисы, часто об этом даже не подозревая. Потому что, когда появились сложности, люди начали искать более легкие пути. И сколько автовладельцев купили Е-полисы непонятно у кого, мы вообще не знаем. Например, оформлял человек страховку на официальном сайте компании, что-то у него не получилось. И вдруг во всплывающем окне на мониторе ему предложили оформить полис в другом месте — легко и быстро. Он перешел по ссылке, без проблем оформил документ, перечислил требуемую сумму и ездит, совершенно уверенный в том, что его страховка легитимна. И только после ДТП человек, к ужасу своему, узнает, что его полиса нет в базе РСА.

Например, со слов юристов страховых компаний, в одном из райцентров Ярославской области по фальшивым полисам ездил даже общественный транспорт. Потому что автотранспортники не могли купить страховки легальным путем. «Выручил» некий гражданин, который штамповал фальшивые полисы ОСАГО и диагностические карты… Обман вскрылся, как водится, после ДТП — в 2017 году.

Что делать

В отделении Банка России по Ярославской области ГУ Банка России и в комитете по финансовым рынкам ЯрТПП автовладельцам советуют быть активнее, сообщать о неправомерных действиях страховщиков регулятору — Банку России. Для чего записать беседу с менеджером страховой компании на диктофон или видео. Достаточно будет и просто показаний свидетелей. Все возникающие сложности при оформлении Е-ОСАГО тоже зафиксировать. После чего написать заявление в местное отделение Банка России, прикрепив к нему собранные доказательства. Тогда страховщика, обязанного оформлять полисы ОСАГО, можно будет привлечь к административной ответственности, а это штраф до 500 тысяч рублей.

Элина Труханова (Ярославль), «Российская газета»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Powered by WordPress | Designed by: SEO Consultant | Thanks to los angeles seo, seo jobs and denver colorado Test

На данном сайте распространяется информация сетевого издания ДВ-РОСС. Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 71200, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 27.09.2017. Врио главного редактора: Латыпов Д.Р. Учредитель: Латыпов Д.Р. Телефон +7 (908) 448-79-49, электронная почта primtrud@list.ru

При полном или частичном цитировании информации указание названия издания как источника и активной гиперссылки на сайт Интернет-издания ДВ-РОСС обязательно.


Яндекс.Метрика