Депутаты Госдумы придумали новый способ сдержать рост цен
В пятницу 22 октября на сайте Госдумы был опубликован текст законопроекта о регулировании торговой наценки на социально значимые товары, внесенный в Госдуму накануне.
В числе авторов поправок — группа депутатов-единороссов во главе с зампредседателя комитета Госдумы РФ по конституционному законодательству и госстроительству Ириной Яровой.
Пока текст законопроекта достаточно сырой, сказали GZT.RU источники в Госдуме: позже он будет пересмотрен и переработан, тем более что ему предстоит еще пройти рассмотрение в правительстве РФ (кстати, правительство параллельно готовит свой собственный законопроект на ту же тему). Тем не менее, в отличие от появившихся ранее аналогичных законопроектов от «Справедливой России» и фракции КПРФ, которые предлагали регулирование наценок с той или иной степенью жесткости, поправки единороссов содержат новое предложение — сделать ценообразование открытым.
Кроме наделения местных властей полномочиями устанавливать размер предельной розничной торговой надбавки на социально значимые продовольственные товары, поправки предлагают обязать производителей и поставщиков публиковать сведения об отпускных оптовых ценах. Такая «повинность» будет налагаться в тех случаях, если в течение месяца на территории субъекта РФ рост розничных цен на социально значимые товары составит 20% или более.
Утвержденный правительством перечень отдельных видов социально значимых товаров первой необходимости
Говядина (кроме бескостного мяса), кг
Свинина (кроме бескостного мяса), кг
Баранина (кроме бескостного мяса), кг
Куры (кроме куриных окорочков), кг
Рыба мороженая неразделанная, кг
Масло сливочное, кг
Масло подсолнечное, кг
Молоко питьевое цельное пастеризованное 2,5–3,2% жирности, л
Яйца куриные, 10 шт.
Сахар-песок, кг
Соль поваренная пищевая, кг
Чай черный байховый, кг
Мука пшеничная, кг
Хлеб ржаной, ржано-пшеничный, кг
Хлеб и булочные изделия из пшеничной муки 1 и 2 сортов, кг
Рис шлифованный, кг
Пшено, кг
Крупа гречневая-ядрица, кг
Вермишель, кг
Картофель, кг
Капуста белокочанная свежая, кг
Лук репчатый, кг
Морковь, кг
Яблоки, кг
_ Источник Минпромторг
По мнению депутата Ирины Яровой, это позволит понять, кто и как в торговой цепочке формирует торговую наценку, насколько она реалистична, как распределяются предпринимательские риски и прибыль. При этом поправки, как считает депутат, в первую очередь ударят по торговым сетям, которые, по ее мнению, «изобретают все новые и новые формы дискриминационных практики» и ущемляют производителя и переработчика.
Их пугают, а им не страшно
Тем не менее, ритейлеры не только не боятся, но даже приветствуют идею открытого ценообразования. «Это очень позитивный момент. Покупатели, а главное — депутаты Госдумы наконец-то узнают, по какой цене на самом деле отгружается товар, и с какой маленькой наценкой мы его продаем»,— говорит в беседе с GZT.RU исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли Илья Белоновский.
Сами продавцы готовы показывать свои наценки, уверяет Белоновский. «Наши наценки будет легко вычислить, придя в магазин и увидев конечную цену на товар,— говорит он.— Нам нечего стыдиться, мы с удовольствием их покажем». Главное, чтобы поставщики согласились указывать свои цены, отмечает представитель ритейлеров.
Только на руку
Опрошенные GZT.RU поставщики, в свою очередь, заявляют, что тоже не против того, чтобы раскрывать цены, по которым они продают товары в торговые сети. «В нашей стране часто бывает так, что на одну продукцию одинакового качества бывают совершенно разные закупочные цены, и часто это происходит потому, что поставщик недостаточно информирован о ситуации на рынке,— говорит президент ГК „Русские фермы“ Андрей Даниленко.— Поэтому максимальная прозрачность ценообразования— большой плюс и позитив для добросовестного поставщика».
Елена Скрынник: молоко в России не подорожает
Источник: Вести
Возглавляемый Даниленко Национальный союз производителей молока ранее выступал за коридор цен и прозрачность ценообразования на сырье по всей цепочке. «Наша задача — чтобы цена была всем понятна и чтобы мы как предприниматели боролись за себестоимость и на ней сосредотачивали свою энергию, а не на том, кто кого перехитрит по цене»,— говорит он.
Не для ограничения, а для развития
Практика открытого взаимодействия между участниками цепочки — к примеру, между фермерами и перерабатывающими заводами, позволила бы лучше отследить динамику из разных регионов, соглашается глава исполкома Национальной мясной ассоциации (НМА) Сергей Юшин. Однако цель законодателей — ограничение роста розничных цен ради социальной стабильности — таким способом достигнута не будет, уверен эксперт.
«Конечные цены это не сдержит,— говорит Юшин.— Социальная стабильность достигается не контролем за ценами, а развитием конкуренции, производства и переработки. Поэтому публикация закупочных цен не должна превратится в инструмент морально-политического давления на участников рынка— все равно они найдут, как ее обходить».
Юшин ссылается на американский опыт: в США уже более 100 лет действует практика публикации цен, но касается она не социально значимых товаров, а больших групп товаров. В частности, производители мяса обязаны регулярно предоставлять маркетинговой службе министерства сельского хозяйства закупочные цены на скот. «Правда, цель такого регулирования— не ограничение цен,— указывает Юшин.— Это делается для того, чтобы фермеры были хорошо информированы и выбирали наиболее выгодные контракты. То есть рынка там никто не отменяет. Я боюсь, как бы у нас публикация закупочных цен не превратилась в искусственное ограничение предпринимательской активности».
Недреманное око
Как известно, за тем, чтобы цены в магазинах не повышались больше, чем положено, следят власти— этим занята правительственная комиссия под руководством Виктора Зубкова, ФАС, а также «Единая Россия», которая проводит мониторинг цен в рамках проекта «Народный контроль».
По мнению главы НМА, если властям не нравится, что растут розничные цены, логичнее было бы поддерживать малоимущих. «Искусственно дешевая продукция достается не только пенсионерам c низкими доходами, но и нефтяникам с большими зарплатами, которые имеют возможность покупать по высокой цене»,— напоминает он.
Медведев поручает Генпрокуратуре следить за ценами
Источник: Вести
Впрочем, Андрей Даниленко более спокойно относится к ситуации. «Вопрос не в том, чтобы сдержать рост цен,— говорит он.— Речь о том, чтобы не было чрезмерно резких колебаний вверх и вниз, потому что они вредны. К примеру, резкий рост цены приводит к снижению потребления, а затем — к перепроизводству и резкому падению цен». Публикация закупочных цен будет способствовать более стабильной ситуации в ценообразовании, считает он.
Качество упадет
В свою очередь, экономисты считают, что поправка единоросов означает расширение регулирования в торговле, но проблему высоких цен на товары она решит. «Главная причина установления розничными сетями высоких цен на товары — неконкурентный рынок, — говорит эксперт департамента оценки „2К Аудит — Деловые консультации“ / Morison International Ирина Воробьева.— Когда конкуренция низка, то возможности диктовать цены очень высоки. У потребителей нет выбора и приходится платить высокие цены».
Общественная палата подсчитала, где что подорожало
Источник: Общественная палата РФ
По мнению эксперта, главный механизм снижения цен — увеличение конкуренции и снижение административных барьеров за вхождение на рынок. Нередки случаи, когда фирмы с помощью действий регулирующих органов обеспечивают себе привилегированное положение на рынке и возможность навязывания цен.
Ограничение же торговых наценок на социально-значимые товары в российских реалиях, скорее всего, приведет к ухудшению качества этих социально-значимых товаров, считает Воробьева. К тому же за счет ограничения торговой наценки продавцы будут поднимать цены на другие категории товаров более дорогих сегментов, чтобы компенсировать потери в доходах.
Добавить комментарий