Top.Mail.Ru

Знаменитый французский актер Жан-Поль Бельмодно сегодня отмечает свое 85-летие


Жан-Поль Бельмондо, сын скульптора, изначально увлекался боксом и лишь потом заинтересовался актерством. Он стал знаменит после роли «бунтаря без причины» Мишеля Пуаккара в первой ласточке французской «новой волны» «На последнем дыхании». На тот момент Бельмондо уже почти десять лет работал в театре и имел за плечами несколько ролей в кино, в основном, конечно, малозначительных, но именно Пуаккар, поклонник американских нуаров и Хамфри Богарта, стал главным образом актера, передает ДВ-РОСС со ссылкой на ТАСС.

Кстати, Ласло Ковач, псевдоним, которым в фильме прикрывается Пуаккар, — реальный приятель Годара, тогда еще безвестный оператор из Венгрии, который в начале 60-х перебрался жить в США и снял важнейшие фильмы американской «новой волны» — от «Беспечного ездока» до «Пяти легких пьес» и «Садового короля». Годар таким образом передал ему привет, что было вполне в духе режиссера — например, в ироничной и легкой картине «Женщина есть женщина» он дал очередному герою Бельмондо фамилию Любич в честь почитаемого им великого американского комедиографа Эрнста Любича.

Кстати, Бельмондо сыграет Ласло Ковача в том же 59-м еще один раз — в картине «На двойной поворот ключа», первом цветном фильме Клода Шаброля, начинавшего с «новой волны» и нашедшего свою стезю в обличающих пороки буржуазии психологических триллерах. Это, кстати, не первый пример удвоения образа и двойничества в фильмографии Бельмондо, но мы к этому еще вернемся.

Более яркая роль в цветном фильме достанется Бельмондо в «Безумном Пьеро» Годара, где он цитирует взахлеб писателей и философов и взрывает себе голову, но эта лента вышла только в 1965 году. До этого у Бельмондо было еще несколько потрясающих работ: например, образ молодого вора Эрика Старка в криминальной драме «Взвесив весь риск» Клода Соте по сценарию писателя, бывшего преступника и коллаборациониста Хосе Джованни.

Анна Карина и Жан-Поль Бельмондо в фильме «Безумный Пьеро»

Развернуть
Анна Карина и Жан-Поль Бельмондо в фильме «Безумный Пьеро»
© filmpro.ru

С Джованни он будет сотрудничать еще не раз, и тут вновь случилось удвоение Бельмондо: актер сыграет одну и ту же роль Роберто Ла Рока в «Мести Марсельца» 1961 года по сценарию писателя и 11 лет спустя в «Клане марсельцев», где Джованни уже выступит как режиссер. Интересен Жан-Поль и в фильме «Развлечения», где он снялся с Клодом Брассёром. Это картина, чем-то напоминающая «На последнем дыхании», но фокусирующая внимание на совсем других «отвязных людях», а именно том потерянном поколении французов, которые не смогли найти себя после войны в Алжире.

Особняком стоит роль в эстетской драме «7 дней, 7 ночей» английского театрального режиссера Питера Брука по роману «Модерато кантабиле», принесшему славу писательнице Маргерит Дюрас. Здесь Бельмондо, пожалуй, ближе всего подобрался к территории Микеланджело Антониони и Алена Роб-Грийе, у которых так и не сыграл. Его герой и героиня Жанны Моро чувствуют влечение друг к другу, но поддаться ему не могут или не хотят. Да и в целом красивости городского пейзажа и завораживающее скольжение камеры между деревьями здесь кажутся важнее, чем любые человеческие эмоции.

В тонкой драмеди про старость, молодость и алкоголь «Обезьяна зимой» Бебель, как его ласково называют французы, составил замечательную пару Жану Габену. Ему вообще хорошо удавалось работать в тандеме с актерами старшего поколения: Габен, Лино Вентура, Шарль Ванель. Габен тогда отметил, что «хоть этот парень и некрасив, но в нем есть что-то, что было во мне и что нравится женщинам».

Незабываемы прекрасные работы Жан-Поля у Жан-Пьера Мельвиля, главного французского специалиста по криминальному фатализму: кюре прогрессивных взглядов в драме «Леон Морен, священник», полицейский осведомитель в «Стукаче» и молодой боксер, ставший секретарем у банкира, в «Старшем Фершо». И вновь — удвоение: почти 40 лет спустя Бельмондо сыграет уже самого «старшего Фершо» в «Свободном падении», где роль секретаря досталась звезде франшизы «Такси» Сами Насери.

Во второй половине 60-х Бельмондо отметился в ансамблевом фильме Рене Клемана «Горит ли Париж?», снялся в эпизоде в пародийном «Казино «Рояль» и сыграл главные роли в фильмах двух режиссеров «новой волны», благородного аристократа-грабителя в «Воре» Луи Маля и фабриканта, обманутого роковой Картин Денёв, в «Сирене с «Миссисипи» Франсуа Трюффо. Последний оставшийся режиссер «новой волны» Ален Рене поработает с Бельмондо в 1974-м, сняв его в заглавной роли в своей драме «Стависки» о похождениях авантюриста.

Именно в 70-е образ «нежного проходимца» и драматического героя начинает отступать на второй план. Бельмондо все чаще достаются роли бандитов или крутых копов, идущих против правил: таковым он был, например, в «Борсалино», где сыграл с Аленом Делоном, в «Страхе над городом», «Частном детективе» или «Трупе моего врага». При этом, в отличие от того же Делона, он никогда не боялся посмеяться над собой. Достаточно вспомнить комедии «Супермозг», «Неисправимый» и «Ограбление», известную еще и по американскому ремейку с Биллом Мюррем «Быстрые перемены».

И здесь — вновь вездесущее двойничество Бельмондо: в уморительной комедии «Великолепный» Бельмондо играет сразу и писателя-неудачника, и героя его романов, непобедимого суперагента Боба Сен-Клера, явно пародирующего Джеймса Бонда. Или еще один пример раздвоения — смешное до колик «Чудовище»: там Бельмондо был одновременно и каскадером, и подменяемым им на съемках всемирно известным актером. Кстати, известно, что Бельмондо всегда отказывался от дублеров и исполнял все трюки сам: это стоит держать в уме при пересмотре «Страха над городом».

В 80-е Бельмондо становится звездой и в СССР. «Профессионал», «Ас из асов», «Вне закона» и «Одиночка» собирали у нас полные залы. Его озвучка в те годы заслуживает отдельного упоминания: хотя он говорил голосами Рудольфа Панкова и Александра Белявского, прежде всего его образ ассоциируется с характерной хрипотцой Николая Караченцова.

В народе даже ходила шутка: «Когда пьяный посмотришь в зеркало — там Бельмондо, а как с похмелья — Караченцов». Надо отметить, что у французского актера голос все же менее мужественный, чем у Караченцова, и более высокий

Из поздних работ юбиляра стоит выделить комедийный экшен «Один шанс на двоих», где он вновь встретился с Делоном, а также уже упомянутое «Свободное падение» и ремейк фильма Витторио де Сики «Умберто Д.», «Человек и его собака». Новые роли ему, пожалуй, уже не нужны: в его фильмографии и так уже можно долго копаться.

Свой полувековой юбилей он отметил прыжком с парашютом с Эйфелевой башни. Сейчас, наверное, такие номера выкидывать не стоит, так что просто пожелаем ему хорошо встретить еще одну красивую дату. И чтобы последнего дыхания хватило надолго.

Читайте ДВ-РОСС в Telegram

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.


Powered by WordPress | Designed by: SEO Consultant | Thanks to los angeles seo, seo jobs and denver colorado Test

На данном сайте распространяется информация сетевого издания ДВ-РОСС. Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 71200, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 27.09.2017. Врио главного редактора: Латыпов Д.Р. Учредитель: Латыпов Д.Р. Телефон +7 (908) 448-79-49, электронная почта редакции primtrud@list.ru

При полном или частичном цитировании информации указание названия издания как источника и активной гиперссылки на сайт Интернет-издания ДВ-РОСС обязательно.


Яндекс.Метрика